“Солидарность” следит за событиями в городе Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа на ОАО “Славнефть - Мегионнефтегаз”. 1 и 2 октября все подразделения предприятия были оцеплены сотрудниками милиции. Так руководство компании отреагировало на намечавшуюся на эти дни акцию протеста. Для активистов профорганизации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, участвовавших в митинге 18 сентября (см. “Солидарность” (№ 34, 2005), придумывают все новые изощренные методы административного прессинга: “консервация” автобусов, изменение графика работы водителей, перевод на рейсы в тайгу...
О КЛЕВЕТЕ И ПРОКУРОРЕ
Как рассказал “Солидарности” председатель профсоюзной организации ОАО “Славнефть - Мегионнефтегаз” Петр Лещик, после состоявшегося 18 сентября митинга ситуация в городе накалилась.
- Мы удивлены реакцией администрации города и администрации предприятия, - говорит он. - Власти подкидывают клеветнические статьи в адрес профсоюзов, распуская слухи о том, что митинг был организован сугубо в политических целях. Распространяется клевета, что его участники были пьяны. А организаторами в большинстве своем, дескать, являлись гастролеры-политтехнологи, и их выступления ничего общего с реальными нуждами мегионцев не имеют.
Петр рассказал, что профорганизация получила письмо из прокуратуры Мегиона - о том, что их обращение по поводу противоправных действий городской администрации рассмотрено прокурором города. И вынесено представление о недопущении нарушений закона. (В данном случае рассматривался запрет на проведение пикета и митинга в Мегионе.) “По материалам прокурорской проверки мы намерены обратиться в суд и через судебную инстанцию хотим добиться отмены этих запретов. Чтобы администрация города была признана виновной в препятствовании организаторам акции”, - заявляет Петр Лещик.
ПЕРЕГОВОРЫ БЕЗ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Пока профлидеры ищут правду в прокуратуре, администрация предприятия, используя свои рычаги, заставляет работников отказаться от участия в забастовке и не выходить на акции протеста, проводимые организацией Нефтегазстройпрофсоюза. Людей принуждают отрекаться от профсоюза в письменной форме и за личной подписью.
Администрация предприятия, по словам Лещика, принимает и меры по предотвращению забастовки. 1 и 2 октября у различных предприятий, имеющих отношение к “Мегионнефтегазу”, были выставлены наряды милиции: у “Автотранссервиса”, у ЦППН (цех по переработке и перегонке нефти) и у других. “На всех узловых объектах была усилена охрана, - рассказал Петр. - Пройти можно было только по спискам. Работников компании, у которых был выходной день, на территорию ОАО не пускали”. Попасть же к руководству предприятия, по его словам, в эти дни было практически невозможно, хотя все ИТРовцы и руководители работали в режиме полного рабочего дня. Общаться с профкомом в администрации предприятия не собирались, как, впрочем, и садиться за стол переговоров. Руководство выдвинуло свои условия “переговоров”: не рассматривать вопрос повышения зарплаты и выделения средств на строительство жилья. И в чем тогда смысл диалога?
ГОРОДСКАЯ ПРОФВЕРХУШКА - ПРОТИВ, НАРОД - ЗА!
Объединение городских профсоюзов, возглавляемое Людмилой Кучеровой, по-прежнему открыто саботирует действия профлидеров Мегиона. “Распространяются слухи о том, что Лещик - человек несамостоятельный, что за ним стоят какие-то заезжие политические деятели, огромные деньги, что я на самом деле просто пешка в чьих-то руках. По-моему, все это делается явно в интересах работодателя”, - рассказывает Петр.
Но не все так мрачно. В противовес статьям в местных газетах, очерняющих его, профлидеров города и Нефтегазстройпрофсоюз, в региональной прессе и на радио вышли материалы о том, как Нефтегазстрой-профсоюз отстаивает интересы работников.
- Нас поддерживают, ободряют. Рабочие просят, чтобы мы не останавливались на достигнутом и добивались реальных изменений в жизни общества и работников нефтегазовой отрасли, - говорит Лещик. - Так что поддержку со стороны жителей города и региона мы имеем. Мы находимся в прямом контакте с администрацией губернатора округа и тоже получаем поддержку наших требований, потому что администрация округа понимает их важность и обоснованность. В данном случае я ссылаюсь на свою встречу с чиновниками из окружной администрации.
УБРАТЬ ЛИДЕРОВ ПОДАЛЬШЕ
Следующими собеседниками корреспондента “Солидарности” стали председатель профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Шанин и его заместитель Петр Федчук. Эти люди принимали активное участие в подготовке и проведении митинга и теперь испытывают на себе давление со стороны работодателя - ООО “Автотранссервис” (предприятие принадлежит “Мегионнефтегазу”. - Ю.К.). Автобусы, на которых работали Федчук, Шанин и еще несколько активистов, оказались в так называемой “консервации”.
- У нас на фирме, после того как мы провели митинг, вышло распоряжение: поставить четыре автобуса в зону консервации, - рассказывает Петр Федчук. - В нем были перечислены номера машин, на которых работают активисты нашего профкома: одна машина Шанина, вторая моя, потом Григорьева - это второй заместитель Шанина, и машина - Ланского, он у нас и в комиссии по трудовым спорам от профсоюзов состоит. Так вот представьте, эти четыре машины срочно оказались ненужными фирме.
По его словам, после митинга работникам резко поменяли графики работы и машины. Без предупреждения. А 23 сентября по инициативе работодателя состоялось собрание водителей. Им объявили, что колонну расформировывают. И если раньше были “газели” и автобусы, то теперь “газели” надо убирать в консервацию, а в колонну закрепляют вахтовые машины, работающие по дальним месторождениям. График работы изменили так, что, по словам Федчука, нормальный человек просто не в силах работать.
Третьего октября водители “законсервированных” машин вышли на работу, но отмечать их, как обычно перед выездом, медик отказалась. По словам Петра, она сослалась на то, что у водителей нет машин, следовательно, нет и путевых листов, а отметка ставится только по ним. Водители пошли к начальнику колонны с вопросом, чем им заниматься. На что получили ответ, что, мол, нехватка людей в колонне № 6, и на месяц всех переведут туда на легковую технику, и в деньгах они не потеряют. (Как отметил Петр, начальник колонны прекрасно знал, что расценки труда на легковых машинах ниже.)
- А еще начальник заявил, что для работы на этих машинах нам надо пройти стажировку. Мы отказались брать “стажировочные” листы, потому что для этого не было соответствующего приказа на наши имена. Попросили приказ показать, на что получили ответ: “Сейчас состряпаем”. Но до конца дня приказ мы так и не увидели. Тогда мы с ребятами, оставшимися без машин, опять пошли к медику. Просили, чтобы отметку все-таки сделала, мы же присутствовали на работе! Но она отказалась, а мне заявила, что меня она вообще не видела.
После этого Петр был вынужден идти к генеральному директору и написать заявление, в котором уведомил начальство о начале простоя по вине работодателя (согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ). “Завтра утром, наверное, мне придется опять писать такое же заявление”, - говорит Федчук. А Владимир Шанин теперь ездит по самым дальним месторождениям. По его мнению, это делается специально, чтобы он не смог общаться с людьми на предприятии, “не сеял смуту”. Но свою профработу он не прекращает, старается по мере возможности общаться с нефтяниками, к которым ездит.
- Я даже рад, что они меня “сослали”, теперь есть возможность поговорить с мужиками, рассказать о профсоюзах и почему в них надо вступать, - говорит Владимир. - Так что “развернуться” есть где. И пока есть люди, которые хотят жить лучше, профсоюзы будут нужны!
Юрий КОЧЕМИН
ПРАВО НА АКЦИЮ
В теории все просто. Профком обычно хочет, чтобы членам профсоюза больше платили. Администрация маскирует свои возражения “экономической целесообразностью”, “наличием финансовых возможностей” и т.д.
На практике все бывает сложно. То профком предприятия - непонятно чего и почему хочет. То администрация вроде бы и готова повышать зарплату работникам, да денег нет (причем часто - действительно нет, и с этим ничего не сделаешь).
А бывает исключительное сочетание - когда все предельно ясно. Именно такой случай имеет место в городе Мегионе, в ОАО “Славнефть-Мегионнефтегаз”. Это предприятие, где есть деньги, есть прибыль и отсутствует готовность идти навстречу профкому.
В конце сентября “Солидарность” уже описывала ситуацию, когда члены первички “Славнефть - Мегионнефтегаз” в очередной раз вышли на митинг с требованиями повысить зарплату. Дальнейшее развитие ситуации поражает. Процитирую пресс-релиз компании:
“В пятницу, 30 сентября, прошло внеочередное собрание акционеров ОАО “Славнефть - Мегионнефтегаз”, на котором были рассмотрены вопросы о назначении генерального директора общества и о выплате дивидендов за 1 полугодие 2005 года. (...) Промежуточные дивиденды за первое полугодие 2005 года будут выплачены в размере 202,5 руб. на одну обыкновенную и одну привилегированную акции. Как отмечается в пресс-релизе НК, всего на выплату дивидендов компания направит 26 млрд. 837 млн. 644 тыс. 950 рублей. Чистая прибыль “Мегионнефтегаза” по РСБУ в январе - июне 2005 года возросла в 2,1 раза и составила 7 млрд. 651 млн. 866 тыс. рублей по сравнению с 3 млрд. 606 млн. 903 тыс. рублей в первом полугодии 2004 года”.
Понятно? Чистая прибыль компании выросла по сравнению с таковой в прошлом году в 2,1 раза! Компания принимает решение выплатить акционерам дивидендов без малого на 1 миллиард долларов! И при этом компания до сих пор не вступила в переговоры с профсоюзной организацией. Более того, по информации председателя профкома Петра Лещика, есть факты давления на участников состоявшихся акций.
Первый вывод - общефилософский. Из-за подобного отношения к работающему человеку у нас в стране уже было несколько революций. И если произойдет новая, но как раз по такой причине.
Второй вывод. Ситуация проста до безобразия. Есть собственник, у которого есть много денег. Собственник - единственный вывод - упорно не хочет договариваться с профсоюзом, представляющим людей, которые эти деньги заработали. Эти люди живут в плохом жилье, с зачастую отсутствующими коммунальными услугами, и получают не такую уж великую по северным меркам зарплату. (Подробнее об условиях жизни и требованиях профкома - см. “Солидарность” № 34, 2005: “Мы не рабы”).
Уважаемые профсоюзные активисты! В год столетия профсоюзного движения давайте перестанем сидеть по отраслевым “норкам”.
Давайте соберемся и все вместе проведем кампанию против феодального отношения к профсоюзам со стороны работодателя и в поддержку одной небольшой, но боевой “первички”.
Давайте поддержим наших братьев из Мегиона!
Что можно сделать?
Можно провести полномасштабную кампанию обращений в управляющие органы компании “Славнефть - Мегионнефтегаз” и ОАО “Славнефть”.
Мы предлагаем примерный вариант письма гендиректору компании “Славнефть-Мегионнефтегаз”, который можно отправить, при помощи специальной формы.
Письмо в компанию “Славнефть - Мегионнефтегаз” можно также отправить по факсу (34663) 46-491. А копию для президента головной компании - по факсу (095) 777-7317
Копию - большая просьба! - отправлять и к нам в “Солидарность” по факсу (095) 688-3700 или по электронной почте
solidarn@mtu-net.ru. Мы обязательно опубликуем список людей и организаций, поддержавших коллег. Посмотрим на список - и сразу поймем: велика ли она сегодня - профсоюзная солидарность? Или нам проще друг друга медалями награждать?
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте