Неделю назад нам стало известно о том, что Коми республиканская организация профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства во главе с председателем самовольно прекратила все контакты с ЦК, вышла из-под его подчинения и зарегистрировалась как отдельное юрлицо. Корреспондент “Солидарности” отправился в Республику Коми и на месте разбирался, так ли это на самом деле.
ИЗУЧАЕМ МАТЧАСТЬ
Примерно два года назад Коми республиканская организация профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, руководит которой Иван Урсу, самовольно перестала перечислять профвзносы и представлять отчеты в ЦК профсоюза о своих доходах и расходах. А когда, реагируя на происходящее, аппарат ЦК решил направить в республику контрольно-ревизионную комиссию - Урсу заявил, что его организация является самостоятельной структурой, не входящей в состав Профавтодора.
- Он заявил, что входит в ЦК на добровольных началах, - вспоминает заведующий отделом оргработы Профавтодора Александр Целихов. - А потом подготовил бумагу, в которой, якобы по согласованию с президиумом рескома, говорилось о возможности заключения договора об отношениях между ЦК и Коми республиканской организацией профсоюза.
Соответствующая бумага была направлена в адрес ЦК 25 апреля 2011 года, и, разумеется, ЦК ни на какие договоры о сотрудничестве и двухсторонних отношениях не пошел. Интересно, что загадочный Коми реском профсоюза все это время проводил свои пленумы и заседания исполкома, а его председатель посещал некоторые - подчеркиваем, некоторые - заседания исполкомов и пленумы ЦК профсоюза, от которого, по его же словам, он как бы не зависит.
Сейчас, оглядываясь назад, становится ясно: просто разведывал обстановку. Например, 1 июля прошлого года Иван Урсу присутствовал на заседании исполкома ЦК, где признавал свои действия нарушающими устав профсоюза и заверял всех, что исправится. Но всего через две недели после этого, 14 июля, на пленуме комитета рескома поставил вопрос о выходе из общероссийского профсоюза. Получается, тогда еще его организация все-таки состояла в ЦК?
Да, и подтверждением тому является письмо от 19.04.2011 из Управления Минюста РФ по Республике Коми, где черным по белому написано, что Коми реском является структурным подразделением общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Если человек откровенно врал, не предоставлял объективную информацию о состоянии дел в рескоме, не перечислял профвзносы, не выходил на связь и не контактировал без его на то желания, то почему все эти выходки терпели в ЦК почти два года?
Июльский фокус господина Урсу удался и в декабре прошлого года на пленуме ЦК, где он, опять признав свои ошибки, пообещал до 15 февраля провести пленум рескома и привести свою деятельность в соответствие с требованиями устава профсоюза. Свое обещание он, естественно, не выполнил.
27 марта состоялось очередное заседание исполкома ЦК, на котором этот факт был задокументирован, а 9 апреля на внеочередном заседании исполкома Иван Урсу был исключен из профсоюза. Чтобы прийти к этому очевидному решению, ЦК понадобилось примерно полтора года, пять заседаний исполкома и одно - пленума.
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
По состоянию на 1 января 2011 года Коми республиканская профсоюзная организация работников автотранспорта и дорожного хозяйства насчитывала 2605 членов и 23 первичных организации. Профсоюзный охват - 65,3%. Свежее информации по уже понятным причинам просто нет, в аппарате ЦК назывались цифры от 800 до 1,5 тыс. человек, количество первичных организаций тоже разнилось - от 17 до 20.
Любопытна не только структура Коми республиканской организации Профавтодора, но и личность самого Ивана Урсу. Из рассказа Александра Целихова обо всей этой ситуации можно было сделать вывод, что Иван Семенович человек активный, инициативный, хитрый и часто даже надменный. Его профессиональная деятельность стартовала в небольшом городке Инта и он от обычного водителя городского автобуса дорос до председателя Коми республиканской профорганизации.
Но это еще далеко не все! Урсу входит в Координационный совет Общероссийского народного фронта в Республике Коми. Забегая вперед, скажу, что в беседе с корреспондентом “Солидарности” он признался, что у него имеется свой бизнес (правда, без уточнений, какой именно и на кого/как юридически оформленный). И самое интересное, что согласно энциклопедии успешных людей России “Who is who в России” (3-е издание, 2009 г.) Иван Семенович является заместителем директора Ассоциации дорожных организаций Республики Коми. Именно эта организация является стороной работодателей при трехсторонних переговорах по отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству республики. Таким образом, Урсу как бы двуедин: в дебатах участвует как председатель Коми рескома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, но при этом является замом директора Ассоциации дорожных организаций республики. И невозможное возможно, прав был классик.
Чьи интересы при этом будут отстаиваться? Иван Семенович и не скрывает, что в его понимании защита прав работников может быть реализована только через защиту прав работодателей. По крайней мере - в Коми. По крайней мере - в сфере автотранспорта.
СВОИ ПРАВИЛА
Иван Урсу согласился встретиться с корреспондентом “Солидарности”, приехавшим в Коми, без раздумий. В беседе был хоть и экспрессивен, но, в общем, не груб и не надменен, так что зря, как говорится, наговаривать не будем.
- Я считаю, что профсоюз держится на своих первичках и членах профсоюза, а не на председателе общероссийского профсоюза, который хочет припеваючи там жить и ничего не делать, - заявил Иван Урсу.
Основная претензия председателя Коми рескома Профавтодора к ЦК - в содержании действующего отраслевого тарифного соглашения. По его словам, главный изъян ОТС в том, что они (ЦК) очень высоко “задрали” ставку первого разряда, которая равна 1,15 от прожиточного минимума, что автотранспортные предприятия потянуть не в состоянии. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в Коми установлен в размере 8785 руб. Таким образом, только по первой ставке работникам полагается более 9000 руб. - и это без учета северных надбавок, премиальных и т.д.
- Профсоюз сегодня вынужден защищать предприятия, бизнес, - объясняет Урсу. - Потому что стоимость проезда у нас 14 - 16 рублей, в то время как его себестоимость 20 - 21 рубль. Нам необходимо пересматривать тарифную политику, так как сегодня предприятию просто неоткуда брать деньги на покрытие расходов по зарплате. Она устанавливается по остаточному принципу. А если на работодателей хорошенько надавить и заставить выполнить это положение по ОТС - то они опрокинутся, и тогда все просто потеряют работу. В ЦК очень многого не понимают.
Вот поэтому (в том числе) и было принято решение, согласно которому Коми реском вроде как должен выйти из-под крыла общероссийского профсоюза. При этом Иван Семенович неоднократно подчеркнул, что знает отрасль от и до, потому что сам 25 лет работал водителем на автопредприятии.
В отношении профсоюзной принадлежности Иван Урсу отметил, что 29 марта было проведено учредительное собрание, на котором было объявлено о создании новой организации. И вроде как 16 июля она была зарегистрирована в региональном управлении Минюста. И именно поэтому правило, согласно которому не член профсоюза не может быть председателем региональной профорганизации, как бы не действует. Никаких документов, подтверждающих эти слова, корреспонденту “Солидарности” показано не было.
- Видите, на флаге название нашей организации? - спросил Иван Семенович. - Вот это она и есть, и именно так называется.
А называлась она... Коми республиканская профсоюзная организация работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства - то есть точь-в-точь, как и прежде, до своей мнимой реинкарнации. Почему мнимой? Не потребовалось много времени, чтобы заглянуть в единый госреестр юридических лиц и найти там единственную зарегистрированную организацию под этим названием. Так что опять одни слова...
ЧТО В ИТОГЕ
В сухом остатке мы имеем: председателя Коми рескома Профавтодора, который в нарушение устава “на письменные запросы ЦК профсоюза не отвечает, в мероприятиях и акциях профсоюза не участвует, решения ЦК и исполкома ЦК игнорирует, членские профсоюзные взносы не перечисляет”.
При этом ЦК объективно слишком промедлил с решением этой проблемы. А она должна быть решена каким-то образом, от этого никуда не деться. Позиция Федерации профсоюзов Республики Коми в этой ситуации тоже далека от идеальной (например, вопрос, на каком основании Урсу, потерявший статус члена профсоюза, продолжает выполнять функции председателя и почему занимает площади в здании?).
- Я действительно оказываюсь в очень неприятном положении, - согласился председатель Федерации профсоюзов Республики Коми Дмитрий Лукашенко. - Признаю, что я не знаю, что делать. Такого еще не было на моей практике, и эта ситуация меня, безусловно, очень тревожит.
Что будем делать, товарищи? Ситуация вокруг Ивана Урсу, надо понимать правильно - это не какие-то личностные нападки или неприязнь. Это прецедент, это коллективный системный сбой. Который должен быть эффективно и быстро поправлен.
Глеб САВИН
Комментарий
Галина КЕЛЕХСАЕВА, заместитель председателя ФНПР:
- Позиция ФНПР в сложившейся ситуации однозначна: никакая альтернативная отраслевая профсоюзная организация не может входить в региональное территориальное объединение профсоюзов, если она не состоит в общероссийском отраслевом профсоюзе. То есть она не может идти под эгидой ФНПР, это де-юре невозможно. Если Федерация профсоюзов Республики Коми пойдет на какие-то уступки и все-таки возьмет под свое крыло якобы отделившуюся от ЦК Коми республиканскую организацию профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, мы оспорим это решение в суде и выиграем процесс.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Они что, прямо горой за Урсу?