Top.Mail.Ru
Забугорье

Погребальный костер польского судостроения

Чиновники Евросоюза разрушают колыбель “Солидарности”

Когда в конце минувшей недели на закрытую верфь в польском городе Щецин прибыла Нелли Кройс, комиссар ЕС по вопросам конкуренции, рабочие и деятели профсоюза “Солидарность” встретили ее громким свистом и заявили, что приняли решение бойкотировать визит чиновника из Брюсселя. Некоторые держали транспаранты - “Добро пожаловать на погребальный костер польского судостроения”.

- Я не знаю, зачем она вообще сюда приехала, - возмутился председатель “Солидарности” корабелов Кшиштоф Федура. - Посмотреть на труп? Мы рады показать пепелище, которое осталось от нашей верфи. Но нас давно уже интересуют не разговоры, а конкретика: когда же, наконец, будет возобновлено производство судов?

Впрочем, можно понять и простить галантных поляков, известных уважительным отношением к женщинам, поскольку именно эта иностранная гостья стала для тысяч польских судостроителей живым воплощение бездушной брюссельской бюрократии, которая после долгих стараний лишила их рабочих мест. Еще в марте этого года, когда на верфи тоскливо спускали на воду последнее судно, рабочие даже сожгли куклу ненавистной им еврокомиссарши, вывесив на видном месте плакат: “Смерть за смерть”.

Чего же можно было ожидать от людей теперь! Накануне визита Мечислав Юрек из Западно-поморского отделения профсоюза “Солидарность” заявил журналистам, что профсоюзы уже готовят приветствие - тухлые яйца, гнилые помидоры и пять сотен решительно настроенных рабочих, которые не могут дождаться момента, чтобы лично поприветствовать могильщика своего предприятия.

Но, благодаря бойкоту, все обошлось без инцидентов. Не понадобились и услуги полиции, которая предоставила комиссару солидный эскорт. Под верфью собралась лишь горстка корабелов. Куда больше было стражей порядка и журналистов. Когда пани Кройс вышла из лимузина, шеф профсоюза “Солидарность-80” Роман Пневский не удержался и выкрикнул по-английски: “Get out!” (Убирайся прочь!). Менее разборчивыми в словах на польском оказались спутники профлидера...

Так что же происходит нынче на легендарных судоверфях Щецина, Гдыни, Гданьска, где в 70-х годах прошлого столетия был создан независимый профсоюз “Солидарность”? История их поистине трагична, хотя в народе их по привычке продолжают называть колыбелью “Солидарности” и считать своеобразным фирменным знаком современной Польши.

Парадокс в том, что членство страны в ЕС, на которое польские судостроители возлагали большие надежды, в реальности обернулось для них настоящим кошмаром. По настоянию Еврокомиссии Польше было предписано распродать все имущество, принадлежащее верфям, и сами верфи. Над шестьюдесятью тысячами человек нависла угроза увольнения.

Спор с Еврокомиссией был острым, тянулся несколько лет.

К конфликту с Брюсселем привело плачевное состояние когда-то знаменитых верфей. После рыночных реформ начала 1990-х годов эти предприятия, существовавшие раньше благодаря заказам из Советского Союза, попали в очень сложное положение. К примеру, верфь в Гданьске (бывшая верфь имени Ленина) выпускавшая до этого по тридцать судов в год, скатилась до ежегодного выпуска лишь шести-восьми. Уже к середине 1990-х годов из семнадцати тысяч трудившихся на предприятии рабочих осталась только половина. Некогда легендарная, Гданьская верфь дважды становилась банкротом.

Чтобы как-то поддержать судостроителей на плаву, государство было вынуждено серьезно их субсидировать. Верфи в Гданьске, Гдыне и Щецине получили большие госвливания. В ЕС подсчитали, что только двум последним судостроительным предприятиям - в Гдыне и Щецине - государство выдало порядка 3,3 млрд евро. Именно с этой массированной госпомощью и была связана нервная реакция Европейского союза.

Государственное субсидирование Еврокомиссия восприняла как “нечестную” конкуренцию. Брюссельские чиновники называли вложения, сделанные в эти предприятия, “незаконными”. По мнению Еврокомиссии, эти средства не гарантировали долговременного выживания этих предприятий, а скорее давали им “нечестное” преимущество над конкурентами. В связи с этим Брюссель потребовал от судостроителей, и так едва держащихся на плаву, вернуть полученные многомиллионные субсидии. Фактически речь шла о банкротстве верфей. Польскому правительству было предписано продать активы судостроителей Гдыни и Щецина и сами верфи.

Польское правительство до последнего пыталось как-то бороться с неуступчивой комиссией. Министерство государственного имущества предлагало свои планы реструктуризации верфей. В случае с судостроительными заводами Гданьска и Гдыни такой план был подготовлен совместно с украинской компанией ISD Polska (дочерней компанией украинского концерна “Индустриальный союз Донбасса”). Правительство Польши заявило даже, что готово выделить около 250 млн евро на реструктуризацию верфей Гданьска и Гдыни в рамках плана, подготовленного совместно с ISD Polska.

Часть денег предполагалось потратить на погашение долгов. Еще часть составила бы беспроцентный кредит на развитие верфей. Оставшиеся средства были бы выданы, если бы компания ISD Polska выполнила свои инвестиционные обязательства. Однако всему этому не было суждено осуществиться. Еврокомиссия отвергла планы польского правительства и украинской компании по реструктуризации верфей, посчитав, что это потребует выделения судостроителям еще больших средств из бюджета страны, и при этом все равно придется сократить число рабочих мест примерно на 40%.

Любопытно, что глава казначейства Польши Александр Град выразил удовлетворение решением Еврокомиссии о распродаже имущества и приватизации верфей в Гдыне и Щецине. По его мнению, эти меры дают шанс на приватизацию конкретных активов судоверфей. По его словам, решение, навязанное комиссией, - это компромисс, который “хорош как для Польши, так и для верфей. Он позволяет спокойно идти по пути приватизации”. Но вот убедить тех, кто сейчас работает на этих предприятиях, что такое решение будет выгодным, польскому министру так не удалось.

И в этом нет ничего удивительного. Контрмнение высказал по этому вопросу бывший глава Агентства развития промышленности Польши Аркадиуш Кренжель, который уверен, что продажа верфей не покроет большей части государственной помощи. И даже если это случится, при одобренной схеме реструктуризации будет очень непросто, если вообще возможно, сохранить профиль судостроительных предприятий. Таким образом, под влиянием Еврокомиссии был инициирован проект, который подверг тысячи людей риску остаться безработными и поставил под угрозу будущее всей судостроительной отрасли Польши.

По последним сообщениям две верфи - в Гдыни и Щецине - на днях стали собственностью инвестиционного фонда “Кью Инвест” из Катара. Означает ли это, что после всех мытарств предприятия получают путевку в новую жизнь? Профорганизации верфей подходят к данной сделке не просто настороженно, а с нулевым оптимизмом:

- Это очень запутанный контракт, - сказал мне шеф профсоюза “Солидарность-80” Яцек Кантор. - Он напоминает шубу, которую шьют из меха маленьких зверюшек. Катарская сторона просто ангажируется финансово, но кто будет заниматься развитием самого бизнеса, мы до сих пор не знаем. Возможно, что-то прояснится после 21 июля, когда деньги инвестора будут переведены на счет государства.

Нет доверия к новым хозяевам верфей и у их будущих работников: “Нам давно обещают груши с ивы, но мы уже слышали немало пропаганды”, - говорит с раздражением в голосе один из корабелов. Кстати, в любом случае далеко не все смогут вернуться на родное предприятие из-за сокращения штата. Кто-то уже уехал на заработки в Норвегию. Кто-то ищет новую работу в другой отрасли, пытаясь избежать повторения уже пережитого кошмара.

Сомнения рабочих и профсоюзов понятны. Самое главное - до сих пор неизвестно, чем же будут заниматься верфи после уже состоявшейся продажи новым иностранным владельцам. Несколько дней назад депутат польского Сейма Ева Заремба шокировала профсоюзы и прессу, сказав на заседании комиссии казначейства, что будто бы на верфи в Щецине будет происходить утилизация старых судов. Дело в том, что в Европе уже много лет никто корабли не утилизирует - их просто отправляют в Китай, Бангладеш и Индию, страны, где нет строгих норм по безопасности труда или загрязнению окружающей среды. А на демонтаже старых судов регулярно происходят несчастные случаи с летальным исходом.

Но вернемся к визиту еврокомиссара. Из Щецина она отправилась в Гданьск, на другое “проблемное” предприятие. Гостья пообещала, что еще до конца месяца предложит Еврокомиссии принять позитивное решение по планам реструктуризации Гданьской судоверфи. Это, по ее словам, будет означать, что госпомощь, оказанную предприятию ранее, признают легальной, ее не нужно будет возвращать, и отпадет необходимость банкротить предприятие.

А тем временем Комитет обороны верфи вывесил на ее воротах требования профсоюзов: остановить массовые увольнения, ввести программу добровольного ухода с работы с выплатой компенсаций. Требования появились после того, как новый владелец верфи - ISD Polska - объявила о планах сокращения 413 рабочих мест. Профсоюзы задаются вопросом: “Не начало ли это реструктуризации, одобренной Нелли Кройс?” Впереди, говорят, модернизация одного из производственных цехов, возведение фабрики ветряных башен. Причем работать будет лишь один стапель.

Принятый Еврокомиссией план предполагает, что Гданьская судоверфь сможет воспользоваться дополнительной (на этот раз уже последней) публичной помощью в размере 150 млн злотых, чтобы расплатиться за социальное страхование и с некоторыми другими долгами.

После реструктуризации на судоверфи продолжат работу 1990 человек. Возможно, часть рабочих удастся переквалифицировать. Если же нет, то увольнений будет еще больше. Одна отрада - слова министра госказначейства Александра Града о том, что правительство обязательно поможет уволенным рабочим...

А в минувшую субботу ведущие польские СМИ заговорили о загадочной связи приобретения польских верфей катарскими покупателями с контрактом века, который подписан на закупку и транспортировку сжиженного газа из Катара в Польшу. Суть в том, что верфи, говорят, продали слишком дешево, а за газ придется платить слишком дорого. Вызывает большие сомнения и возможность осуществления мифического проекта о строительстве в Гдыни и Щецине двадцати огромных танкеров для транспортировки газа (по четыре-пять судов этого типа в год). Ведь таких судов здесь никогда не строили, да и мощностей для этого уже нет.

Владимир КИРЬЯНОВ
собкор, Варшава
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика