Top.Mail.Ru
Знаменитость

Последний из могикан

Юрий Шевчук о власти, народе, творчестве

Энергия, исходящая от Юрия ШЕВЧУКА, не знает границ. Лидер группы ДДТ, один из старейших и ярчайших представителей русского рока, талантливый поэт, ведущий в документальных фильмах, актер... В песнях Шевчука слышится постоянный протест. Нередко звучат обвинения в том, что он сделал протест своей профессией, однако складывается впечатление, что по-другому Юрий Юлианович просто не может творить. Концерты Шевчука, прошедшие на этой неделе в Москве и Санкт-Петербурге, носили название “Не стреляй!” и были посвящены борьбе с этническими войнами. На пресс-конференции, посвященной мероприятию, лидер ДДТ рассказал, почему этот концерт
так важен, чем он сам занимается помимо музыки, а также поделился планами на ближайшее будущее.

НЕ СТРЕЛЯЙ!


Вряд ли среди читателей “Солидарности” найдется человек, ни разу не слышавший какой-нибудь песни Юрия Шевчука. “Просвистела”, “Осенняя”, “Четыре окна”, “Черный пес Петербург”, “Дождь” - все это примеры замечательных песен лидера группы “ДДТ”. Есть среди самых старых, любимых автором и песня, направленная против войны как таковой: “Не стреляй!” Одноименное название получила и концертная программа, с которой группа “ДДТ” выступила на минувшей неделе в Москве и Санкт-Петербурге.

- В этом году 20 лет, как на постсоветском пространстве идут межэтнические локальные войны. Карабах, Приднестровье, Таджикистан... Сейчас - Грузия, Осетия и Россия... Эту горькую дату - 20 лет войн, страдания, кромешной тоски - мы решили обозначить концертом “Не стреляй!” - рассказывал на прошедшей 23 августа в клубе “Б2” пресс-конференции Юрий Шевчук. - Концерт был придуман после того, как я в августе вместе с отрядом “Центроспас” МЧС побывал в Цхинвали. Я в очередной раз побывал в горячей точке, увидел горе, беду, межнациональную ненависть... Мы с коллегами-музыкантами решили, что с этим нужно что-то делать. В середине августа все было задумано, а уже через месяц появилась программа двух больших концертов, названная “Не стреляй!”. Концерт направлен против всяческого национализма, ксенофобии, ненависти. Надеюсь, придут молодые люди, и мы будем говорить и думать в сторону мира. Грузинскую сторону на концерте, посвященном делу мира, представит замечательная грузинская певица Нино Катамадзе, осетинскую - ансамбль “Иристон”.

Сейчас тема войны постоянно муссируется и смакуется в СМИ. И наш миролюбивый российский народ настраивают в сторону войны. Много агрессивной молодежи: “гасить” Грузию, “гасить” Америку, “гасить” всех на свете... Какой-то кошмар! А рок-н-ролл в своих славных традициях - за мир и любовь. Возможно, мы последние из могикан, но мы постараемся все-таки дотащить идеи дружбы, любви и братства, на которых мы выросли 30 лет назад. Это очень важно для нас, - сказал Шевчук.

После вступительного слова лидер “ДДТ” ответил на вопросы журналистов. Представителей СМИ явно заинтересовал “культурный” способ борьбы с военными действиями.

- С названием концерта проблем не было?

- Нет, сразу пришло “Не стреляй!”. Я из старых песен две пою до сих пор. Это “Не стреляй!”, написанная в 1980 году, и “Дождь”. Вот эти песни остались с того периода.

- Попытаетесь ли вы провести подобный концерт в Грузии?

- Да, попытаемся. Я за любые отношения, которые служат делу мира. Важно сбить волну агрессии, которая сидит сейчас во всех людях. Начиная с политической элиты, про которую прекрасно сказала одна женщина: “Наша политическая элита иногда и очень часто свои личные интересы выдает за национальные”. Меня очень сильно волнует подобная подмена истин.

- Какие впечатления от увиденного в Цхинвали?

- Я пробыл там три дня. Большие впечатления от увиденного и в Цхинвали, и в грузинских селах. Я просто ходил, смотрел и разговаривал с людьми. В Цхинвали мне попались два деда - один осетинский, другой грузинский. Дедушка-осетин показал мне свой разрушенный дом. Знаете, он даже не плакал, он будто выл внутри себя. Вторая картинка - грузинский дед из соседней деревни. Ветеран, с кучей медалей. Он брал еще Берлин, у него два ордена Славы... Его ужасно избили мародеры. Он тоже выл и плакал, и его дом также сожгли. Война всегда ужасна.
Кто-то на войну ездит за каким-то адреналином, а для меня это всегда морально-нравственное испытание. И выводы получаются разные. Мне рассказывали о журналистах, спрашивавших у осетин, где склады с трупами, - им нужно было их снять... Это ужасно, просто какое-то кощунство!
- Как вы объясните, что так мало голосов было против войны?

- Я в одну из новых песен вставил старую поговорку: “Вера народа крепка, но слепа”. Еще Черчилль писал, что если неделю писать в газетах половинку правды, это начнут воспринимать как истину. То же и когда все наши центральные телеканалы дуют людям в уши за войну: “Ура-а! Замечательно! Россия встает на ноги...” Люди устали. Они хотят верить, что мы действительно встали на ноги, что у них все отлично. Но я вижу, что это иллюзия. А многие люди этого не видят.

- Планировался ли в ближайшее время такой концерт, если бы не эта война?

- Я созванивался с друзьями из Абхазии, в Осетию звонил, в Грузию. Мы хотели с “ДДТ” везде сыграть. Шли серьезные переговоры... Но мы не успели. Конечно, вряд ли мы остановили бы эти военные машины. Но хотя бы нам так стыдно бы не было. Хоть что-нибудь попытались бы сделать.

ДЕЛО МИРА

- Вы были и в Чечне, и в Осетии. Ту войну с этой можно как-то сравнивать?

- Как сказал классик, “все войны чем-то похожи друг на друга”. Везде горе. Война разрушает личность и душу. Любую душу: мужскую, женскую, детскую - любую. Это главная беда. В результате войн мы получаем людей с разбитыми, переломанными, искореженными душами. Мы убиваем самое главное в человеке. Этим все войны очень похожи.

Крайне печально, что с нашей стороны в этой войне было много ребят призывного возраста, хотя наши генералы обещали, что такого больше не случится. Воевали как контрактники, так и молодежь, гибли необстрелянные пацаны.

- В СССР было много негативных моментов, но все были вместе. Почему же сейчас, при вроде бы свободе слова и демократии, все вдруг так рассорились?

- Конечно, были плюсы. Но дело здесь не в свободе слова. Вначале 60-х годов мы жили в Нальчике. И как-то мама закрыла двери, а мне так хотелось гулять... Но на улице шли танки, была резня. И мы трое суток просидели в квартире. Просто все это давилось, и об этом не рассказывалось. Все было гораздо жестче, чем сейчас, и, на мой взгляд, страданий было больше. Дедушка Сталин все “разрулил”. Он национальный вопрос “закрыл” в свое время. В результате мы до сих пор страдаем от этой его политики расселения народов. От того, что считал себя великим знатоком и теоретиком в национальных вопросах. Сталин столько дров наломал, что мы до сих пор расхлебываем эти трагические ошибки.

- Вы ведь тоже ведете какую-то свою войну - “Попса - розовая пасть голодного пса” и т.п. Как вы считаете, бывает, что в войне кто-то прав?

- Существует война идей. Я полемизирую со своими коллегами - это нормально. Но, смею вас уверить, ни в одной горячей точке я не взял в руки оружие. Я бы после такого ни одной песни не смог написать.

Очень важно для меня, как для музыканта, быть не только там, где хорошо, но и там, где плохо. Вертеться не только в бомонде и по клубам, но находиться и там, где тоска и горе. В том, что я в чем-то принципиален, я не вижу ничего дурного. Если я буду со всем соглашаться, я, наверное, просто не буду человеком. Я за политические споры, человеческие споры, дебаты. Я за то, чтобы все имели право высказываться. Недавно по стране пробежала такая книжка “Проект Россия”, очень неглупыми людьми написанная. Там говорится, что наш политический бомонд должен относиться к народу как к малым, несмышленым деткам. Надо их кормить, давать им конфетки... Все хорошо, но очень похоже на Древний Рим: “Хлеба и зрелищ!”, гладиаторские бои, футбол, “Россия, вперед!”, Дима Билан... У нас, мол, все нормально. В новой песне поется: “Да, Россия встает на ноги, но что делать тем, кто остался без ног?!”

ВСЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОРЬБА

- Как прокомментируете слова Макаревича о том, что Шевчук сделал из протеста профессию?

- Я этим совершенно не горжусь. Очень сложно жить. Гораздо сложнее, чем Макаревичу.

- Недавно у Макаревича прошел фестиваль “Сотвори мир!”. Ваши вступительные слова были похожи на вступительные слова Андрея Макаревича перед этим фестивалем, да и цели мероприятий были похожи.

- Я очень порадовался за то, что Макаревич с друзьями сделали такой фестиваль. Там тоже участвовали и осетинские, и грузинские представители. Это действительно замечательно. Нас он не приглашал выступать там, но он делает свое, мы делаем свое... Просто подобных вещей надо делать больше. Каждый работает на своем участке.

- Группа “ДДТ” считалась в свое время андеграундной группой. Что изменилось после крушения СССР?

- Если ты стараешься быть человеком порядочным, есть много вещей, которые тебя будут расстраивать. Я вижу вещи, которые мне не нравятся, от которых мне больно и плохо. Об этом я стараюсь говорить и петь. Стараюсь не забывать, что я гражданин. Я как-то привык говорить то, что думаю. Может, я идиот какой... это вообще обычно свойственно не самым умным людям. Но я так привык. В стране сейчас масса проблем. Вы заметили, что наши национальные проекты как-то забылись? Как-то все это куда-то слили. Моя главная идея и задача - давайте поднимем в нашей стране человека. Чтобы гражданин России - русский, татарин, чечен - жил в прекрасной стране. Чтобы у него были не только обязанности, но и права. Чтобы у нас был независимый суд. Чтобы у нас была свободная личность. И все к нам сами придут - не нужно никаких войн. Все будут с нами дружить, если мы поставим простого человека на пьедестал. Если он будет жить красиво, кайфово. Я за то, чтобы мы строили страну, а не воевали. Все нормальные люди за это.

- Образ Петербурга, который занимал важное место в вашем творчестве, он ведь очень меняется... Есть ли новые песни о новом Петербурге, и интересно, что вы чувствуете, гуляя по нему?
- Новая буржуазия вкупе с коррумпированными чиновниками разрушают город. Разрушают очень агрессивно, нахраписто. Погибло более 100 домов в историческом центре Петербурга, а их всего 8 тысяч. Они говорят, что это дом “неисторический”. Ну, хорошо, Ленин там не жил, но, с другой стороны, существуют такие понятия, как фоновая перспектива, как небесная линия Петербурга. Я вычитал, что в Италии нельзя и пальцем тронуть любое сооружение, построенное до 1950 года - все это уже классическая архитектура. У нас тоже: постройки 30-х, 40-х годов, сталинская архитектура - замечательные произведения искусства.

У меня должна быть встреча с губернатором. Я ей скажу, что вот есть предложение от граждан города Санкт-Петербурга, соберем подписи, что построенные до такого-то года здания трогать нельзя. Нужны ясные, четкие законы.

- Ползают слухи, что ряд телеканалов внес группу “ДДТ” - благодаря ее лидеру - в черный список...

- Нас в ящике нет, ну и бог с ним, с ящиком. Гастроли нам не запрещают, не было таких звонков и запретов. Мы будем гастролировать, собираем мы полные залы. Народ уважительно относится к группе “ДДТ”. Может, отсутствие в телевизоре для порядочного человека и нормально.

- Скажите, в связи с тем, что вы человек неравнодушный к политике, вы видите себя, скажем, советником по вопросам культуры при какой-либо другой власти?

- Нет, при любой власти я вижу ее недостатки, и мне кажется, что главная задача, и для прессы тоже, говорить не о достоинствах, а именно о недостатках власти. За этим, как мне кажется, прессу и придумали.

Концерт будет коммерческий, но мы приглашаем группы из разных стран, и именно на это уйдет часть гонораров. Другая часть пойдет жителям Цхинвали и грузинских деревень на восстановление.
- Что с планами? Новый альбом ожидается?

- Мы должны были уже в сентябре работать над новым альбомом, но в августе случилась эта трагедия, и работа отодвинулась. Я молю Бога, чтобы более ничего страшного не случилось и эта работа все же началась с октября. Чтобы мы занялись своим непосредственным делом - музыкой. Готовится к выпуску сборник стихов, называется “Сольник”. Готовится пластинка. Я работал в Париже с Константином Казанским. Вы его знаете по его работе с Владимиром Высоцким, знаменитый “Французский альбом”. Он собрал мои песни, сделал аранжировки, и я сыграл их с французами. Песни мои, играют французы.

Александр КЛЯШТОРИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика