Top.Mail.Ru
Актуальная тема

Актуальная тема

Таможенная облапошлина

Правила ВТО мешают российским станкостроителям

Таможенная облапошлинаФото Николая Федорова / архив "Солидарности"

Спустя полтора года после вступления России в ВТО отечественные станкостроители констатируют: отрасль по-прежнему находится в упадке. На внутреннем рынке импортные станки и комплектующие занимают до 90%, а российские производители при нынешних ввозных пошлинах для “иностранцев” и высокой себестоимости своей продукции не имеют преимуществ перед зарубежными конкурентами. По мнению экспертов, высокий профессионализм российских инженеров и качество их продукции могут уйти в небытие.

Сколько еще продержатся на плаву российские производители станков и комплектующих, неизвестно. На фото - один из все еще пользующихся спросом токарно-расточных станков отечественного производства (на заводе “Зенит”)

ЛАЗЕЙКИ ЕСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ТЕХ

Российские производители станков продолжают говорить об упадке отрасли, благо новейшая история страны регулярно дает к этому поводы. Можно вспомнить продажу за рубеж рабочего оборудования по цене металлолома после развала Союза. Или приватизацию и банкротство профильных предприятий, включая оборонные заводы, жизнеспособность которых напрямую влияет на количество заказов на станки. А можно вспомнить вступление России во Всемирную торговую организацию в августе 2012 года - на фоне полной неготовности отечественных предприятий к конкуренции с зарубежными.

Обо всем этом 12 февраля говорили участники круглого стола “Проблемы таможенного регулирования импорта зарубежных обрабатывающих центров и комплектующих для станкостроения в условиях членства России в Таможенном союзе и ВТО”. Впрочем, про Таможенный союз на мероприятии не было сказано практически ни слова: то ли оттого, что членство в нем производителям не мешает, то ли оттого, что про “надойность” новой священной коровы российской внешней политики говорить пока рано. Как бы то ни было, тема выживания отечественных предприятий в рамках ВТО и в суровых условиях международной конкуренции и так вполне самодостаточна.

Прежде всего, стоило бы задаться вопросом: а есть ли в России вообще станкостроение? С одной стороны, только Российская ассоциация “Станкоинструмент” объединяет 110 членов. Даже если вычесть из их числа несколько НИИ и “ремонтников”, цифра все равно остается внушительной. С другой стороны, состояние предприятий и внешние обстоятельства их жизнедеятельности таковы, что пациент скорее все-таки мертв, чем жив.

“Учитывая то, что сегодня в гражданском машиностроении немало старых технологий и оборудования, многие предприятия у нас неконкурентоспособны. И при открытии рынка, при пересмотре таможенных пошлин многие предприятия могут серьезно пострадать. Ведь и без всякого ВТО у нас почти 40 предприятий за последние годы стали банкротами”, - говорил о состоянии отрасли председатель профсоюза машиностроителей РФ Николай Шатохин еще в ноябре 2012 года (см. “Солидарность” № 42, 2012). Когда-то страна входила в десятку мировых лидеров по станко-строению, но в последнее время, по выражению Шатохина, “у нас остались единицы предприятий, которые хоть как-то еще держатся на рынке”.

Со времени этого высказывания ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону, поскольку теперь правила ВТО для наших компаний заработали по-настоящему. Выражается это в первую очередь в снижении таможенных пошлин на ввоз заграничной продукции и комплектующих, что делает импортный товар дешевле, а значит, привлекательней для российского потребителя. Речь идет о тысячах наименований продукции, и для каждого из них установлена отдельная пошлина. Поэтому приводить конкретные цифры не только трудно, но и бессмысленно. Важна сама концепция правил, по которым строится сейчас сотрудничество России с партнерами по ВТО.

Любопытно, что в этих правилах существуют некоторые лазейки. И они работают против российских станкостроителей. Например, как рассказала гендиректор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Донцова, ввоз комплектующих обходится значительно дороже, чем ввоз собранного станка. Поэтому потребители могут заказать запчасти таким образом, чтобы таможня видела: из полученных частей можно собрать целый агрегат. Правда, виды товаров, с которыми срабатывает этот “финт”, устанавливаются правительством, и количество их ограничено. Кроме того, как выразилась Галина Донцова, трудности связаны и с “таможенным администрированием”. Или, проще говоря, с бюрократией. Но как бы там ни было, потенциальные клиенты отечественных станкостроителей, зная об этой лазейке, проголосуют рублем за иностранных конкурентов.

ЧЕМ МЫ ХУЖЕ?

Однако надо понимать, что дело не только в “плохих” иностранцах. Как было сказано выше, отрасль загибалась и безо всякого ВТО. Продукция российских станкостроителей малоконкурентна хотя бы из-за высоких цен на энергоносители.

Председатель совета директоров ОАО “САСТА” (производитель металлорежущих станков) Алексей Песков привел статистику издержек производства станков в России, Чехии и Франции. По сравнению с другими странами у нас дешевле оказался только газ (Песков пожелал здоровья “Газпрому”), а в целом производство россиянам обходится примерно в два раза дороже, чем чехам и французам. Самая большая статья расходов - электричество. И это при том, говорит Песков, что на его предприятии используются меры экономии электроэнергии - те же пресловутые энергосберегающие лампы. А некоторые зарубежные коллеги специальных мер экономии даже не применяют.

Большое значение имеет и логистика. Россия - огромная страна. Поставщика материалов, завод-изготовитель и конечного потребителя могут разделять тысячи километров. Для сравнения, та же Чехия в самом “широком” своем месте не имеет и пятисот километров, зато окружена странами, куда удобно сбывать продукцию. (Хотя чешские станки ценят, конечно, не только ближайшие соседи.)

Из всего этого напрашивается вывод, что одними протекционистскими мерами на границе российскому станкостроению не поможешь. Причины неконкурентоспособности лежат внутри этих границ. Это высокая стоимость производства, транспортные расходы и... нехватка кадров. Проректор по инновационным технологиям МГТУ “Станкин” Андрей Кутин нарисовал перед собравшимися едва ли не апокалиптическую картину. По его словам, “инженеров не будет через пять лет”. А значит, не будет и отечественных разработок. Кутин напомнил о том, что многие станкостроительные предприятия работают еще и на оборонно-промышленный комплекс. Причем работают на иностранной технике, с которой, при сегодняшнем уровне компьютеризации, при желании можно скачать интересную потенциальным противникам информацию. (Кстати, круглый стол проходил в здании “Рособоронзаказа”, который, например, авианосцы заказывает во Франции.)

Но вернемся к импортным пошлинам. Казалось бы, раз “отечество в опасности”, нужно поднять пошлины так, чтобы и духу иностранных станков на таможне не было. Но, во-первых, это не поставит на ноги российских производителей само по себе, о чем было сказано выше. Во-вторых, от этого пострадают другие промышленные предприятия: доля импорта на внутреннем рынке станков и комплектующих, по некоторым данным, доходит до 90%. Отечественные производители просто физически не смогут удовлетворить спрос. В-третьих, по условиям вступления в ВТО, Россия не имеет права поднимать пошлины выше установленных соглашением.

Правда, с последним утверждением некоторые члены организации могли бы и поспорить - если бы речь шла о них. Президент “Станкоинструмента” Георгий Самодуров рассказал о том, что некоторые европейские страны без зазрения совести нарушают правило ВТО об импортных пошлинах и завышают их, когда считают необходимым защитить собственного производителя. То же самое касается и Китая. Что характерно, никаких санкций к нарушителям не применяется. Участники встречи вообще констатировали, что таких санкций просто-напросто не предусмотрено ни в одном документе.

Возникает вопрос: чего же ждет Россия? Считает ли нужным правительство защитить стратегически важную отрасль? Тем более что способ повышения пошлин, в целом безболезненный для потребителей, есть. Участники круглого стола, в большинстве своем, сошлись на том, что тарифы имеет смысл повышать “адресно”. То есть на конкретный товар и только в том случае, если в России появляется аналог местного производства, не уступающий зарубежному по характеристикам.

Такое решение позволило бы не только не провоцировать появление дефицита, но и стимулировать новые разработки. Хотя простых решений, как известно, не бывает. В данном случае в этом можно убедиться, если вспомнить про время, необходимое для обучения грамотного инженера, и не забыть про особенности такого чисто российского “показателя”, как киловатт-час, помноженный на километр.

Комментарий

Николай Шатохин, председатель профсоюза машиностроителей РФ:

- ВТО - это проблема для всей промышленности. Рассматривался проект промышленной политики, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заверял, что будет разработана программа по ускорению адаптации к условиям вступления в ВТО. Разговоров было много, пожеланий много, но пока все остается, как было. Только к старым трудностям добавились новые. Станкостроительная, станкоинструментальная промышленность действительно все больше и больше валится.

Я думаю, прежде всего надо понять, каким образом обойти те преграды, которые ставит ВТО. А пожелание от станкостроителей уже давно звучит - необходимо регулировать пошлины. К сожалению, сегодня соглашение с ВТО подписано, и там четко определены размеры ввозных пошлин.

Некоторые страны поднимают ввозные пошлины сверх установленной нормы. Но дальше начинаются судебные разбирательства, насколько мне известно. Наверное, в вопросе повышения пошлин кто-то должен на себя взять смелость, какие-то госструктуры, которые эти пошлины устанавливают. Но тут тоже все непросто, многое зависит от того, насколько грамотно или насколько “нахально” все сделано.

Подписание договора с ВТО было чисто политическим решением, экономическим интересом при этом руководствовались в меньшей степени. Я могу предположить, что когда подписывались условия вступления в ВТО, россияне очень сильно “прогнулись”. В результате мы имеем то, что имеем. К сожалению, чего-то радостного и ободряющего сказать невозможно. Ситуация очень сложная, на большинстве станкоинструментальных предприятий идет сокращение численности работающих. Ведь, честно говоря, только единицы организаций сейчас хотя бы на плаву.

Назад в раздел: Актуальная тема

Павел Осипов
Подпишитесь на
электронную версию газеты
Подписаться
Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
Яндекс Новостях
Добавить

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно





Новости СМИ2


Киномеханика