Фото предоставлено героиней материала
Новые профессии появляются в мире с такой скоростью, что мы не успеваем отслеживать даже названия. Одна из них - коучинг. Пока кто-то пренебрежительно называет это инфоцыганством, весь российский бизнес (и не только он) пользуется услугами коучей. Корреспондент “Солидарности” поговорила с коучем Мариной Хамовой о том, зачем нужна эта профессия и как выбрать хорошего коуча.
Коуч (в переводе с английского coach - тренер) - это личный консультант, проводник, помогающий найти решение и достичь цели. Марина Хамова - executive-коуч, МСС (Master Certified Coach) ICF - это коуч самой высокой категории, коуч руководителей и топ-менеджеров. Сертификаты ICF - Международной федерации коучинга - присуждаются профессиональным коучам, которые отвечают строгим требованиям к образованию и опыту, которые продемонстрировали глубокое понимание соответствующих компетенций и которые устанавливают стандарты в профессии. Кроме того Хамова - фасилитатор стратегической сессии для крупного и среднего бизнеса, например “Сбера”, Ростелекома.
- Марина, что это за профессия такая - коучинг?
- Как официальной профессии в России ее пока нет, но она есть в официальном реестре профессий во многих странах Европы, в США, в Австралии. Профессия относительно молодая, возникла в 1974 году. Коучинг - это метод обучения людей, основанный на том, что коуч задает вопросы по определенной технологии, и человек сам разбирается в своих целях, задачах и приоритетах. Коучинг отличается от психотерапии тем, что работает не с прошлым, а с настоящим и будущим. Если у человека есть мечта, цель и он хочет ее достичь, ему выгоднее пойти к коучу, поскольку тот поможет разобраться, какие решения будут эффективнее всего для этого. И неважно, цели связаны с развитием бизнеса или личными желаниями. После похода к коучу человек разбирается, где у него противоречия, создает ясность в голове и вырабатывает свои уникальные решения прохода к цели. К коучу, в отличие от психотерапевта, не надо ходить годами: одна-две сессии, максимум десять. Человеку становится ясно, что делать дальше, и он идет и делает.
- С какими проблемами к вам приходят люди?
- В коучинге есть специализации: семейный коуч, бизнес-коуч, life-коуч и т.п. Но коуч высокого уровня работает с личностью человека, с любыми сферами его жизни. Ко мне приходят топ-менеджеры с задачей, как им масштабировать бизнес. И они же приходят с вопросом, разводиться ли с женой. Есть запросы: уходить ли из найма во фриланс, переезжать ли в другую страну, выходить ли замуж, как увеличить свой доход и множество других.
- И как вы им помогаете?
- За счет того, что я им задаю вопросы, я помогаю создать в голове ясность, чего именно хотят люди, какие у них барьеры и почему не получается без меня достичь своей цели или решить проблему. Я помогаю им определить дополнительные внутренние или внешние ресурсы, необходимые, чтобы проблему решить. И выработать пошаговый план, что делать. Важно, что я не выступаю экспертом в какой-то области. Если спрашивают, как развестись с мужем, чтобы не потерять собственность, я не выступаю юристом по разводам. Я задаю вопросы, чтобы человек увидел все свои возможности и ограничения в голове. И чтобы сам понял, как лучше решить свою задачу.
- Многие считают, что коучи - это инфоцыгане. Как вы думаете, почему возникло такое мнение?
- Это популярно потому, что сейчас хорошо продается. Есть коучи, которые круто помогают клиентам получать результаты, их примерно 10%, а 90% - люди, которые очень круто хайпуют на этой теме. Они все что угодно называют коучингом - нет же такой профессии официально. И появляются секс-коучи, психо-коучи… И продают свои услуги, не имея специального образования.
С одной стороны, стоимость входа на этот рынок минимальна. Не нужно вложений, чтобы заявить, что ты фитнес-коуч или кто-то такой. С другой стороны, потенциальные потребители услуг коуча не утруждаются разобраться в том, к кому не стоит идти: не спрашивают, есть ли у коуча профессиональное образование, международная сертификация, сколько он учился. Они просто потребляют услугу. Но это о тех, кто платит за коучинг немного.
Коучинг может стоить от 500 до 300 тысяч рублей за встречу - это реальные цены в России. Так, коучинг в Сколково стоит от 35 тысяч за встречу. Моя сессия стоит 30 тысяч, а начинала я с 1000 рублей. Если человек платит много, он хочет разбираться, с кем ему работать, запрашивает сертификаты, рекомендации.
В высшей лиге коучинга все жестко, в соответствии со стандартами. Например, “Сбер” при выборе коуча отсматривает все регалии и международные сертификаты. А инфоцыганство - это очень низкий порог входа: ты можешь быть никем, но написать о себе, например, “литературный коуч, учу писать книги”.
- Крупные компании пользуются услугами коучей?
- Да, весь крупный российский бизнес обязательно пользуется услугами коучей. И не только бизнес. Например, я только что прилетела из Новгорода, где стратегическую сессию в формате коучинга заказывало областное правительство совместно с администрацией города и городским университетом. То есть я коучила команду мэра Новгорода. То, что мы сделали, внедрится через год-два, и чтобы внедрить это быстро, нужен коуч. Дело в том, что раньше у руководителей основная компетенция, которой они удерживали лидерство, была экспертность, руководитель был экспертом в своей области. Но сейчас экспертность становится его узким местом: происходит так много всего, что знания такого руководителя устаревают. Ему теперь надо, наоборот, иметь не экспертную, а вопросную позицию и окружать себя экспертами, умея использовать все их знания. Одна голова не успевает следить за скоростью изменений.
- То есть коучинг фактически признан российским бизнесом и госуправленцами, но обычные люди считают его ерундой?
- В 90-е годы у нас появилась специальность маркетолога, и все считали, что вот юрист - это профессия, а маркетолог - какой-то лохотрон. А сейчас маркетологи зарабатывают больше юристов.
- Как обычному человеку выбрать хорошего коуча?
- Есть разные критерии. Один из них - бюджет, который человек готов потратить на коуча. Но всегда надо смотреть, есть ли какой-либо международный сертификат, и это единственный способ понять, отсебятину несет коуч или его деятельность регулируется определенными нормами. Все сертификаты выложены на сайте Международной федерации коучинга.
Второе - любой коуч должен сделать первую встречу-знакомство. И на ней ему надо задавать вопросы: какой у вас опыт, где вы учились, какие результаты ваших клиентов? И сообщить свой запрос, спросив, как бы он предложил решать вашу задачу. Если коуч “льет воду” - о том, что нужно вдохновение или что-то подобное, то это плохой коуч. Плюс сам коуч должен задавать конкретные вопросы: что вы уже делали, что получилось, а что нет, и почему? Какой результат вам нужен?
И очень часто коуча выбирают по рекомендациям. Так, ко мне примерно 80% клиентов приходят по рекомендациям. Потому что в этой сфере главный критерий качества - результаты клиентов. Если нет результатов, то все равно, какая у коуча сертификация.
- А кто сертифицирует коучей, если в России нет такой профессии?
- Международная федерация коучинга, ICF, регулирует нормы, стандарты и правила, по которым должна воплощаться технология задавания вопросов. Прописаны определенные компетенции коучей, фразы, формулировки вопросов, их последовательность… Это фактически наука. ICF отслеживает, соответствуешь ли ты этим стандартам.
Для получения сертификата коуч записывает свою работу с клиентом, переводит в текст (транскрибирует), переводит на английский язык и отправляет на рассмотрение специальной группе асессоров. Во всех странах это специально обученные люди, и они отслеживают, соответствует ли твоя сессия 42 маркерам, которым должна соответствовать. А потом еще нужно экзамен сдать. Если все в порядке, то коучу присваивают квалификацию, и каждые три года он должен ее подтверждать. Например, чтобы получить первый международный уровень, у коуча должно быть подтверждено 150 часов практики. Чтобы получить самый высокий уровень - должно быть подтверждено 2500 часов практики. Я до сих пор считаю количество своих часов.
- То есть вся сертификация только за границей?
- Вообще ни в какой стране нет своей федерации. Заявку все подают в головную организацию федерации, которая находится в Канаде, и уже там случайным образом из всех асессоров по всему миру выбирают тех, кто будет оценивать эту заявку. Но когда началась СВО, международная федерация расторгла с Россией все договоренности. И теперь те же самые люди, которые в нашей стране представляли ICF, создали свою федерацию.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно