Top.Mail.Ru
Статьи
Свой среди чужих

О партийной дисциплине и политической целесообразности

Свой среди чужих

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

Как профсоюзному лидеру взаимодействовать с партией власти. Где настоящие границы возможного, а где - очень условные красные линии? Слово - бывшему председателю первички, затем обкома, облсовпрофа, побывавшему и в кресле депутата регионального заксобрания двух созывов.

Окончание. Начало в № 22, 23, 2021

В прошлый раз я рассказывал о положительном влиянии партии власти на решение профсоюзных вопросов, если профлидер - в ее рядах и имеет выход на первых лиц своего региона. Но все боятся партийной дисциплины: за мандат-де придется расплачиваться голосованием. Но за мои два созыва, кроме вопроса о монетизации льгот сельским педагогам, катаклизмов я не припомню. В конце концов, хотите остаться с чистыми руками - на проблемную сессию можно не явиться: заболеть, уехать в командировку или просто во время дружного нажатия на кнопки выйти покурить. Возможностей избежать потери лица много. А потенциальные имиджевые минусы не сравнить с практическими плюсами, если вы правильно расставите акценты в своей работе и займете нужное положение, в том числе в партийной иерархии.

БОРЬБА ЗА ВЕТЕРАНОВ ТРУДА

Членство в “ЕР” не всегда обязывает вас брать под козырек перед партией и губернатором. И вот пример.

При обсуждении закона о бюджете губернатор вознамерился лишить региональных ветеранов труда льгот, сэкономив 3 млрд рублей для скудного бюджета нашей дотационной области. Как руководителя, умеющего считать деньги, я его понимал. В регионе ветеранами труда становились 90% выходящих на пенсию с не очень большим стажем, а льгота - лишь около 700 рублей в месяц. В сумме же немалые деньги распылялись.

Но! Это ветераны ТРУДА. И речь шла об ухудшении положения вчерашних рабочих и членов профсоюзов. За этим следили и члены профсоюзов - завтрашние пенсионеры, оценивая нашу работу. Когда я ввязывался в эту заварушку, меня спрашивали: зачем? Ведь ветераны - не работники, чтобы так рьяно защищать. Наше ли это дело, ведь затрагиваются не трудовые отношения, а послетрудовые? Я отвечал без колебаний: эта тема - однозначно наша, сродни вопросу пенсионного обеспечения. И я мог поддержать инициативу губернатора только с одновременным сложением с себя всех профсоюзных полномочий. Кстати, не припомню, чтоб хоть один профсоюзный депутат Госдумы сдал мандат после поддержки повышения пенсионного возраста. Мандат для них явно важнее отстаивания трудовых вопросов.

Хочу сказать, что в региональном президиуме “ЕР” (членом которого я был наряду с губернатором), в заксобрании, во фракции “ЕР” я целенаправленно создавал себе имидж представителя рабочего класса в кругах в общем-то буржуазной партии. Моя задача состояла в “перетягивании одеяла” влево, что позволяла размытая идеология партии. С напускной серьезностью я обсуждал с депутатами идею создания профсоюзных боевых дружин под видом казачьих отрядов, чтобы натравливать на самых несговорчивых работодателей. При обсуждении вопросов повышения зарплаты я говорил, что повышать надо не на 5, а на 25%, зная, что меня никто не поддержит. А на попытки губернатора напомнить, что я в первую очередь член “ЕР”, являюсь ее представителем в профсоюзах и обязан отстаивать партийные интересы, всегда заявлял: зарплату мне платят профсоюзы, я в первую очередь - член профсоюза, представитель профсоюзов в “ЕР” и буду отстаивать их интересы в партии, а не наоборот.

И когда губернатор внес на партийное обсуждение вопрос о лишении льгот ветеранов труда, созданный имидж позволил мне, не теряя лица и не идя на компромиссы, выступить против. До принятия решения по проекту было далеко, и я, как член партии, высказывал свое мнение на всех площадках. Тем не менее губернатор внес свой законопроект в заксобрание.

ДЕПУТАТ ПИКЕТИРУЕТ ЗАКСОБРАНИЕ

Я заручился поддержкой президиума Федерации профсоюзов. Он не только поддержал меня, но и решил пикетировать заксобрание во время рассмотрения ветеранского вопроса. Это была кульминация всей моей профсоюзно-депутатской работы: как профлидер, я пикетировал заксобрание, депутатом которого был. Шутил, что зря нет плаката “Долой зажравшихся депутатов!”. В тот раз губернатор снял вопрос с рассмотрения, но - временно.

Многие и коллеги по партии, и более опытные и осторожные профсоюзники смотрели на меня косо: почему я так рьяно пошел против губернатора? Советовали не лезть на амбразуру. А для меня ответ был очевиден: эту линию переступать нельзя.

РЕШАЮЩАЯ СЕССИЯ

Спустя месяц вопрос о ветеранах был снова внесен в заксобрание. Сначала проекту нужно было пройти через комитет по здравоохранению и социальным вопросам, в котором я занимал место зампреда по вопросам трудовых и социальных отношений. И сделал все возможное, чтобы комитет дал отрицательное заключение, несмотря на сопротивление регионального министра труда и занятости. И оно было принято. Это был уже серьезный шаг, выходивший за рамки обсуждения: решение профильного комитета влияет на дальнейший процесс.

Самое интересное было дальше. Утром дня заседания фракции “ЕР”, решавшей, поддержать ли законопроект, региональное отделение партии получило решение Высшего совета “ЕР” о недопустимости снижать соцгарантии жителям регионов. Решение обязывало депутатов от “ЕР” голосовать против подобных инициатив, кто бы их ни вносил. Было забавно видеть, как в присутствии губернатора фракция “ЕР” отклоняет его проект.

Мои личные отношения с губернатором после этого сильно ухудшились. Но эта история говорит о том, насколько важно правильно уловить федеральную повестку дня, занять нужное место в партии и верно оседлать конька защитника трудовых интересов. В итоге ветераны труда региона сохранили льготу.

Тянуть буржуазную партию влево силами профсоюзных депутатов и их союзников - не самое эффектное, но самое эффективное направление профсоюзного политического лоббизма. Не надо бояться губернатора. Возможно, республики Кавказа и Поволжья в этом отличаются от северных регионов. Но по нашей традиции можно было перечить всем губернаторам, выходя сухим из воды: вы же отстаиваете не свои интересы! За вами стоят люди, их семьи и судьбы… Уловите нить этой несложной игры. А уж говорить “на пафосе” профлидеров учить не приходится.

АНЕКДОТ

Напоследок - о поведении региональных чиновников по отношению к федеральному центру. Не иначе как анекдот.

Очень долго не решался вопрос о включении северных надбавок и коэффициентов в МРОТ. Важнейший был в свое время вопрос.

Отстаивая интересы тружеников-северян, я решил провести через заксобрание обращение к президенту. Одно дело, когда обращается федерация профсоюзов - общественная организация, которая все время чего-то просит и требует. И совсем другое - законодательный орган региона. А обращение - по сути, лозунг, который президента ни к чему не обязывает. Но тогда нужен был другой результат - я хотел прощупать заксобрание на лояльность к вносимым мною трудовым вопросам и ко мне лично.

Текст обращения активно обсуждался на заседании фракции лучшей партии страны. Сидевшие в зале депутаты-предприниматели были против. Крупный бизнес - за. Бюджетники тоже. Руководство фракции и губернатор выказывали лояльность и социальную ориентированность. В итоге было принято решение о консолидированной поддержке обращения членами фракции “ЕР”. Дисциплина жесткая, ослушаться никто не посмеет. Значит, две трети депутатского корпуса будет “за”. Дело сделано.

Всю сессию я сидел расслабленный и ждал очереди выйти к трибуне и триумфально рассмотреть свой вопрос. И вдруг на мобильном телефоне, поставленном в бесшумный режим, высветился номер зама губернатора по внутренней политике.

- Да, - ответил я шепотом. - Я на сессии. Что-то важное?

- Николаич! Выйди в коридор, срочное дело! - оказывается, он был в зале заседаний.

- Что такое? - спросил я уже в холле.

- Был звонок от куратора со Старой площади. Они следят за ходом нашей сессии. Региональным депутатам ни в коем случае нельзя принимать обращений к президенту. Только к премьер-министру! Как мне теперь быть, а? Через Шмакова на тебя давить, что ли? - вопрошал он, зная мою несговорчивость.

- При чем тут Шмаков? Изменю адресата обращения - и всё! Это ж не законопроект, а так, обращение, можно и с голоса правку внести.

Я не стал из-за ерунды (а для внутриполитического блока это совсем не ерунда) напрягать отношения с профильным замом губернатора.

НЕСКОЛЬКО ВЫВОДОВ

В заключение дам профлидерам несколько советов, которыми стоит руководствоваться в работе по лоббированию профсоюзных интересов во властных кругах.

1. Занимайтесь не имитацией лоббизма, а лоббизмом настоящим. Для этого идите во власть, на любой ее уровень.

2. Пытайтесь всеми силами завязать прямые контакты с губернатором и его заместителями.

3. Используйте в максимальных масштабах ресурс партии власти. Думайте о политической целесообразности.

4. Получив мандат любого уровня, сосредоточьтесь не на борьбе ”за мир во всем мире”, а на небольших проектах, приносящих конкретную пользу.

5. Если получили право законодательной инициативы, пользуйтесь им как депутат, а не как профлидер.

6. Не пугайтесь партийной дисциплины, она не так страшна.

Автор материала:
Иван Савельев - Свой среди чужих
Иван Савельев
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика