Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
30 октября в Москве прошло заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России. Профсоюзы наметили конкретные шаги по основным направлениям работы и ответили на нападки Совета Федерации.
Первым делом на заседании Генсовет принял план действий по реализации решений X Съезда ФНПР, состоявшегося в мае этого года.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков, говоря о предстоящей работе, обращался к тому, что происходит в экономике и социальной жизни страны сегодня.
Экономисты предрекают кризис, но если сравнивать будущий кризис с тем, что случился десять лет назад, то сегодня ситуация, по мнению профлидера, складывается еще трагичнее. Тогда реальную экономику поддержали массированные государственные инвестиции - а сегодня их явно не хватает. В течение пяти лет доходы населения падают - а у государства деньги есть, но они складируются в золотовалютных резервах.
- Перефразируя премьер-министра: мы держимся, а деньги есть, - сказал Шмаков.
Финансово-экономическая политика в стране реализуется, по определению профлидера, с элементами сюрреализма:
- Уже вошли в притчу рассказы о низком уровне безработицы, растущем уровне жизни, создаваемых новых рабочих местах. Иногда складывается ощущение, что эти рассказы поступают из какой-то параллельной вселенной, - недоумевал Шмаков. - В этой вселенной нет десятков миллионов людей, работающих в “сером” секторе, без оформления документов, без налогов и социальных взносов, без трудовых прав и профсоюзов. В этой вселенной не вводят новые платежи за мусор, дороги, туризм, действуя в стиле Остапа Бендера: деньги на ремонт Провала, чтобы не слишком провалился. В этой вселенной не ликвидируют бюджетные учреждения и не сокращают десятками тысяч сотрудников, фактически принуждая оставшихся работать на полторы-две ставки...
Упрекнул Шмаков и Министерство труда, которое вносит свою лепту в формирование этого образа искаженной реальности.
Досталось также Госдуме. Глава профсоюзов напомнил об общероссийской кампании, которую недавно проводил Общероссийский профсоюз образования (см. “Солидарность” № 39, 2019), массово направляя в Думу письма в поддержку решений о реальном повышении зарплат в сфере образования. Ответ, пришедший из Госдумы, как бы указывал на то, что она, Госдума, здесь ни при чем и что все должно решить правительство. Этот казус заставил Шмакова сравнить Думу с Навальным, любителем просто собрать письма и переслать их в администрацию президента.
В этих полуфантасмагорических условиях люди нуждаются в защите больше, чем в условиях обычных. Значит, профсоюзы должны быть в состоянии жестко держать свои позиции. И переговоры переговорами, но, как было сказано, порох нужно держать сухим!
Поэтому Генсовет призвал сосредоточить усилия на укреплении внутренней структуры ФНПР. По сути - вернуться к принципам демократического централизма. Укреплению профструктуры посвящена значительная часть плана действий.
Другой вопрос повестки дня Генсовета касался программы нормотворческой деятельности ФНПР.
Выступающие профактивисты тревожились относительно “регуляторной гильотины”, нависшей над двадцатью тысячами правовых актов советского периода. Среди этих документов есть те, что обеспечивают гражданам социальные гарантии сегодня.
Лидер якутских профсоюзов Николай Дегтярев волновался за судьбу районного коэффициента и северных надбавок; председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук переживал о льготах, которых могут лишиться шахтеры… Хватает и других причин, чтобы профсоюзы активно выступали с инициативами в законодательной сфере.
- Особенно бы хотелось подчеркнуть важность, своевременность и необходимость скорейшего закрепления на законодательном уровне позиции Конституционного суда относительно определения тарифной ставки первого разряда не ниже МРОТ. Несмотря на позицию Конституционного суда, органы власти и работодатели не спешат это учитывать, - выступил председатель Нефтегазстройпрофсоюза Александр Корчагин.
Это не единственная претензия к работодателям. В качестве стороны социального партнерства они не очень-то консолидированы, и в вопросах выполнения трехсторонних соглашений - не сказать что энергичны. С этим надо что-то делать.
- Надо законодательно определить, что отраслевое соглашение - важнейший документ соцпартнерства, и надо понимать, с кем мы его заключаем и какие обязанности у работодателей, - считает, например, председатель Роспрофжела Николай Никифоров.
А председатель Воронежского облсовпрофа Евгений Проняев рассказал, что в области уже разработан законопроект о внесении изменений в региональный закон о соцпартнерстве, чтобы установить критерии отказа работодателей от присоединения к соглашениям. Хорошо, если подобный документ будет проработан на федеральном уровне, полагает воронежский профлидер.
Члены Генсовета решили предложить депутатам Госдумы, входящим в межфракционную группу “Солидарность”, выступить с законодательной инициативой по реализации отдельных пунктов нормотворческой программы ФНПР. Среди прочих пунктов - нормативное правовое закрепление принципов МРОТ, минимальной зарплаты, периодичности и критериев индексации зарплаты, размера пособия по безработице не ниже МРОТ, формирования индивидуального пенсионного капитала исключительно на добровольной основе.
На заседании Генсовета выступил глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов. Он посулил, между прочим, что за три года пенсия россиян вырастет на 18%. И округлил: “Почти на 20”.
- Принят в первом чтении Госдумой бюджет Пенсионного фонда. Там заложена позиция на три года, что пенсия растет выше инфляции, - заверил Дроздов. И основным направлением совместных усилий ПФР и ФНПР назначил борьбу с “серыми” и “черными” зарплатами.
Кстати, позиция профсоюзов по пенсиям, как пояснил Михаил Шмаков, стала одной из причин атаки Совфеда на профсоюзную собственность.
- Два дня назад был опубликован проект Центробанка РФ и Министерства финансов о новом пенсионном проекте - гарантированном пенсионном продукте, - рассказал Шмаков. - Здесь сопротивление профсоюзов, которые настаивают на исключительной добровольности вступления в новую систему, пугает авторов.
Гарантированный пенсионный продукт - по сути, преемник неудавшегося проекта в виде индивидуального пенсионного капитала, носившего добровольно-принудительный характер.
ФНПР дала понять, что не намерена допустить прокрутки средств граждан в интересах, явно чуждых этим гражданам. Чем, по-видимому, и заслужила недовольство некоторых властных структур. Отсюда и претензии к управлению профсоюзным имуществом, предъявляемые в нарушение Конституции, действующего законодательства и международных норм.
Между тем нападки на ФНПР стали поводом поговорить в Генсовете о состоянии профсоюзной собственности.
Санаторно-курортный комплекс профсоюзов формирует доходную часть их бюджета и содержится за счет собственных средств, не имея никаких льгот и преференций от государства. Объекты профсоюзной собственности обеспечивают действительно массовое и доступное оздоровление граждан - при полном отсутствии государственной поддержки. Кроме того, профсоюзы остались одной из немногих структур, которые серьезно занимаются организацией детского отдыха.
- Наша деятельность [по управлению имуществом] в 20 раз эффективней, чем деятельность государства, которое в свое время ликвидировало порядка 100 тысяч объектов, [в результате чего] непонятно куда пошли средства, - заметил Шмаков.
Генсовет принял заявление в Совет Федерации РФ, в котором сообщил, что ФНПР с 1992 года открыто и легально владеет, пользуется и распоряжается профсоюзным имуществом на правах законного собственника. (Текст заявления читайте на стр. 3)
А по поводу требований спикера Совфеда об отчете профсоюзов в их финансовой деятельности Михаил Шмаков пояснил:
- Отчитываться будем только перед своими членскими организациями и членами профсоюзов. Все остальное - в рамках законодательства и международных норм.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно