Фото: Елена Мелик-Шахназарова / архив "Солидарности"
Три обращения за два дня о нарушении трудовых прав поступило в редакцию газеты “Солидарность”. И каждое - от директоров. Это звучало бы парадоксально, но речь идет о директорах в торговой сети “Магнит”. Наравне с обычными продавцами они нередко оказываются под давлением управленческой вертикали сети “Тандер”. В профсоюзной организации подчеркивают систематичность таких ситуаций, а руководство заверяет, что нарушения трудового законодательства в компании исключены.
Наталья Яценко работает в компании АО “Тандер” пять лет, и в начале этого года ее перевели из Омска в Мытищи на должность директора магазина “Магнит Косметик” по адресу: ул. Летная, 40. Но неласково встретили нового директора столичные вышестоящие руководители. Не успела Наталья проработать и трех месяцев, как от супервайзера и директора группы ей начали поступать настойчивые предложения уволиться по собственному желанию.
- 20 апреля у меня состоялся очный разговор в магазине “Магнит Косметик” с супервайзером Сапрыкиной Антониной и двумя неизвестными мне мужчинами, один из них представился как “новый участковый”. В этом разговоре Антонина Александровна и неизвестные мужчины принуждали меня написать заявление на увольнение по собственному желанию или обещали “уволить по-плохому”. Супервайзер Сапрыкина забрала у меня ключи от магазина и удалила из всех рабочих чатов. Она также дала распоряжение персоналу не впускать меня в магазин и подсобные помещения, - рассказывает Наталья Яценко.
По словам Натальи, ей на подпись неоднократно поступали уведомления с требованиями предоставить письменное объяснение по факту нарушения должностных инструкций. Притом ни одного акта об этих нарушениях составлено не было.
- С 1 мая в МК “Вертикальность” (все магазины сети имеют внутренние не повторяющиеся названия. - Е.М.-Ш.) открывают еще одну ставку директора, тем самым уменьшая фонд оплаты труда, чем тоже оказывают на меня давление. 13 мая Сапрыкина заставила меня подписать уведомление, в котором говорится о том, что мне ограничен доступ к порталам, сетевым дискам и папкам ПК, а также к сейфу, автоматизированной депозитной машине, кассовому модулю и компьютеру директора. На мой вопрос, кем мне ограничен доступ, Сапрыкина не ответила. Считаю данный факт дискриминацией, - заявила Яценко и добавила, что поскольку она находилась на больничном, график работы на май составил второй директор. По этому графику она и трудилась.
- Но, зайдя в рабочий таск-менеджер, увидела, что мой график работы изменен и мои выходные дни исправлены на неявки. На основании этих неявок супервайзер составила акты об отсутствии на рабочем месте, - рассказывает Яценко.
Вертикаль управления сети магазинов “Магнит”
Продавец - старший продавец - товаровед - директор магазина - супервайзер (отвечает за 12 - 20 магазинов) - территориальный управляющий (в подчинении 50 - 80 магазинов) - директор филиала (в подчинении 100 - 150 магазинов). В гипермаркетах “Магнит” и “Магнит Косметик” есть свои особенности.
Письменные обращения к директору округа (филиал “Север” АО “Тандер” по Москве) Олегу Каляеву и директору группы Екатерине Поповой не помогли. Отчаявшись добиться от начальства справедливости, мать двоих несовершеннолетних детей вынуждена была пойти в прокуратуру. Юридическую помощь оказали в профсоюзе - так как Яценко состоит в нем, закон не позволяет уволить ее без уведомления профсоюзной организации. Эти сведения руководителям представил Андрей Кусков, председатель первички филиала Московского округа АО “Тандер”.
- Вторая ставка предусмотрена в магазине только для случаев, если работница уходит в декрет или находится на длительном больничном. И есть только две законные причины отстранить директора от работы: это отсутствие медкнижки или состояние алкогольного опьянения, если оно подтверждено медкомиссией. В данном случае - полнейшее нарушение закона, - считает Кусков.
Корреспонденту “Солидарности” удалось дозвониться до Олега Каляева и поинтересоваться, в курсе ли он, что директора в магазине “Магнит Косметик” в Мытищах фактически отстранили от выполнения рабочих функций, принуждая к увольнению, и параллельно ввели должность второго директора. Олег Каляев заверил, что назначение второго директора - нормальная практика в компании, а на возможные нарушения пообещал обратить внимание. Тем не менее он отметил, что в компании “Тандер” нарушения трудового законодательства исключены.
- Мы всегда максимально соблюдаем все законы Российской Федерации, в том числе в части трудового законодательства. Поэтому права нашего действующего сотрудника точно не должны быть ущемлены никоим образом, - заявил Олег Каляев.
Глава профорганизации Андрей Кусков намерен в случае, если Наталью Яценко все же уволят, обжаловать это решение в суде.
- Не выиграем один суд - подадим апелляцию, не выиграем апелляцию - подадим кассацию. Я позвонил директору филиала, начальнику отдела персонала. Как выясняется, она даже не знает, что такое профсоюз и что с ним делать, - говорит Кусков.
Мать-одиночку, воспитывающую ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, сложно уволить по инициативе работодателя - этому препятствует ч. 4 ст. 261 ТК РФ. Поэтому директора магазина “Магнит” на ул. Молостовых в Москве, Наталью Дедушенко, которая одна воспитывает малолетнего сына, уже два месяца склоняют либо к добровольному переводу на нижестоящую должность, либо к увольнению по собственному желанию (в редакции имеется копия обращения в прокуратуру).
- В конце апреля я находилась на больничном, когда мне поступил звонок от супервайзера Дементьева. Пошло психологическое давление, меня принуждали к добровольному переводу на нижестоящую должность, - рассказывает Наталья Дедушенко. - За время работы в данной компании я брала больничный не чаще одного-двух раз в год. Два года я была лишена возможности уйти в отпуск, - рассказывает Наталья.
Она обратилась в прокуратуру с просьбой провести по данным фактам проверку и звонила на горячую линию АО “Тандер”. Однако после этого ситуация лишь накалилась. 12 мая в магазин приехал супервайзер с актом от 5 мая, который задним числом подписали сотрудники, даже не присутствовавшие в тот день.
- 16 мая магазин опять посетила комиссия в лице Дементьева и двух супервайзеров. Цель проверки - найти просроченный товар и любые несоответствия. 20 мая составили акт. Меня удалили из рабочих групп супервайзеров и директоров магазинов в мессенджерах, а коллективу представили нового директора. При этом я нахожусь на больничном, никаких уведомлений об увольнении мне не предоставляли, - сетует Наталья.
Возможно, это совпадение, но дискриминация матерей-одиночек - не единичный случай в данном филиале “Тандера”. Ранее “Солидарность” рассказывала о Наталье Югай, которая работала директором московского магазина “Магнит” на 1-й Парковой улице (см. “Солидарность” № 8, 2022). Наталья не выдержала давления и уволилась по соглашению сторон.
Кстати, во время написания данной статьи к нам обратилась руководитель среднего звена в АО “Тандер”. Она намеревается подавать иск в суд из-за дискриминации и ущемления трудовых прав. По стечению обстоятельств (случайно ли?) она тоже мать-одиночка и работает в Москве, в филиале под началом все того же Алексея Малиновского.
23 мая судебная коллегия по гражданским делам Костромского облсуда вынесла решение восстановить Дениса Рынского на работе в АО “Тандер” в должности директора магазина “Магнит”, расположенного в пгт Красное-на-Волге. С работодателя суд предписал взыскать больше 600 тыс. рублей - средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда (копии документов имеются в редакции газеты “Солидарность”).
- В марте 2021 года меня уволили, основываясь - как установил суд - на поддельных документах, которые не постеснялась представить суду юрист АО “Тандер” Алена Матвеева, - рассказал Денис Рынский.
Однако в первый рабочий день Рынский получил уведомление от директора филиала АО “Тандер Ярославль Восток” Сергея Буракова о сокращении должности директора. Рынскому был предложен перевод на должность продавца в другом магазине “Магнит” в этом же населенном пункте. Дело в том, что магазин, из которого Дениса уволили и куда должны были вернуть по суду, больше года существует лишь на бумаге, то есть юридически он есть, а фактически - нет.
- Меня уволили 11 марта 2021 года, магазин закрыт 15 марта, что подтверждается договором аренды. В первый рабочий день я также подал письменное уведомление, что вступил в первичную профсоюзную организацию “Тандер” и прошу со своей зарплаты перечислять профвзносы. Когда я подал работодателю это уведомление, мне дали понять: ты тут больше не работаешь, - рассказывает Денис Рынский.
Редакция газеты “Солидарность” направила официальный запрос в пресс-службу АО “Тандер” с просьбой прокомментировать факты дискриминации директоров магазинов. На момент сдачи публикации в печать ответ не получен.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно