Top.Mail.Ru
Профсоюзный словарь
1

Дистанционная и удаленная работа

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

Законодатели, правительство, работодатели и профсоюзы уже давно обсуждают тему дистанционной и удаленной работы, которая очень слабо отрегулирована в Трудовом кодексе. В пандемию коронавируса очень многие россияне опробовали режим «удаленки» на себе, и назрел вопрос ее законодательного регулирования. «Солидарность» расскажет о разнице между удаленной и дистанционной работой, о нормах, которые вводятся в законопроекте, и о предложениях и поправках, вносимых Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР).

ЧТО СЕЙЧАС?

С 1 января 2021 года вступил в силу закон об удаленной работе, дополняющий и детализирующий положения главы 49.1 Трудового кодекса РФ. Новые параграфы касаются работы и отдыха на «удаленке», регламентируют типы дистанционной занятости, основания для их применения. Кроме того, в законе четко прописывается порядок взаимодействия работника и работодателя при различных форматах удаленной работы.

В соответствии с законом, понятия «дистанционная» и «удаленная» работа официально стали синонимами. В то же время такая работа делится на три категории:

- дистанционная работа на постоянной основе, когда работник трудится вне офиса все время;

- дистанционная работа на определенный период (не более полугода);

- дистанционная работа периодически  (подразумевает чередование работы из дома и из офиса). В последнем случае нормы о дистанционной работе на работника не распространяются.

ЧТО БЫЛО?

Дистанционная работа в действующем Трудовом кодексе была отражена в главе 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников».  В ней говорилось об особенностях заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе, особенностях организации и охраны труда, режима рабочего времени и отдыха, а также прекращения трудового договора о дистанционной работе.  Так, «режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению», говорится в ТК,  что, по сути, никак не регулирует этот вопрос. Про удаленную работу в нынешней редакции Трудового кодекса и вовсе ничего нет.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ УДАЛЕННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТОЙ?

ФНПР обращает внимание на то, что  дистанционная и удаленная работа – это разные понятия, которые стоит законодательно разграничить, поскольку от этого может зависеть правовой статус трудовых отношений между работником и работодателем.

- Это принципиально разные виды занятости с юридической точки зрения, начиная с самого оформления тех или иных отношений между работником и работодателем. Дистанционная работа оформляется заключением самостоятельного трудового договора, где так и говорится: имярек будет работать дистанционно. А удаленная работа оформляется дополнительным соглашением к уже действующему трудовому договору, - рассказывает секретарь ФНПР Николай Гладков. - Во втором случае особую роль играют причины заключения допсоглашения. Это могут быть семейные обстоятельства, состояние здоровья работника, чрезвычайные обстоятельства (таковым может являться, например, эпидемия COVID-19). В общем, это все то, что мешает на какое-то время выполнять трудовые функции в условиях «стационара», которые предоставляет сам работодатель.

В итоговом варианте дистанционная и удаленная работа фактически являются синонимами.

ЗАКОНОПРОЕКТ

16 июня 2020 года на рассмотрение Государственной думы был внесен законопроект о регулировании дистанционной и удаленной работы, который вводит подробный понятийный аппарат, расписывает вопросы рабочего времени и отдыха «удаленных» работников, типы дистанционной занятости, основания для их применения, а также порядок взаимодействия работника и работодателя. Авторами инициативы выступил ряд сенаторов и депутатов от «Единой России», включая Андрея Исаева и Михаила Тарасенко из комитета Госдумы по труду.

Законопроект вносит изменения непосредственно в главу 49.1 Трудового кодекса, которая в дальнейшем может быть преобразована в раздел Трудового кодекса. Там же пропишут и вопросы временной удаленной работы. Депутаты намерены убрать излишние для дистанционной работы требования. Например, закрепленное рабочее место. Зато причины расторжения трудового договора, наоборот, ужесточить, упорядочить. Еще одна важная новация - право работника быть офлайн. Законопроект регламентирует три типа удаленной занятости: дистанционная (удаленная) работа, временная дистанционная (удаленная) работа и комбинированная работа.

Рассказывает один из авторов законопроекта, первый замруководителя фракции «ЕР», заместитель председателя ФНПР Андрей Исаев:

- Первое - это график работы, он определяется сторонами в удобной для них форме. Но он должен оформляться как приложение к трудовому договору. И второе - личное время работника, его право быть офлайн, когда работодатель не должен его беспокоить, тоже должно быть зафиксировано в трудовом договоре. Мы понимаем, что могут возникнуть ситуации, которые потребуют безотлагательной связи с работником. Но мы считаем справедливым, что если работник привлекается за пределами установленного для него графика, то эта работа оплачивается ему как сверхурочные.

21 июля  Госдума приняла в первом чтении  этот законопроект. Срок внесения поправок к второму чтению – 18 сентября.

25 ноября во втором чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».Депутаты Госдумы на заседании 26 ноября приняли в третьем окончательном чтении закон, уточняющий понятие удаленной работы, которая может быть постоянной, временной (на срок не более шести месяцев) или периодической.

Как рассказал депутат Госдумы Андрей Исаев, являющийся также заместителем председателя ФНПР, «дистанционным сотрудникам будет предоставляться отпуск не менее 28 дней ежегодно, как и всем остальным работникам».

– Мы законодательно закрепим, что работодатель должен обеспечить дистанционного работника оборудованием и провести соответствующий инструктаж. Но также сотрудник по согласованию с работодателем вправе использовать свою технику. В этом случае работник и работодатель должны договориться о компенсациях за ее использование, – пояснил Исаев.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об удаленной работе, который вступил в силу 1 января 2021 года.Подробнее о том, как с 1 января 2021 года регулируется «удаленка», что положено работнику, и как это повлияет на его график — читайте в материале «Удаленная работа: все, что нужно знать».

ПРОФСОЮЗНЫЕ ПОПРАВКИ

На совещании 10 июня, в котором участвовали представители Госдумы, правительства, работодателей и профсоюзов, авторы законопроекта из «ЕР» согласились учесть замечания ФНПР ко второму чтению в нижней палате парламента.

– После долгих переговоров мы поддержали законопроект в той редакции, в которой он сейчас выносится на первое чтение, – заявил председатель ФНПР Михаил Шмаков. – Мы также поддерживаем создание рабочей группы, которая будет работать над тем, чтобы подготовить качественный закон ко второму чтению – для того, чтобы четко прописать там все гарантии для трудящихся в новых для нас условиях организации работы.

Таблица профсоюзных поправок, внесенных в парламент, занимает 27 страниц. Сюда же включен разработанный ФНПР проект главы 49.2 «Особенности регулирования труда работников, временно выполняющих трудовую функцию удаленно от стационарного рабочего места».

– Специалисты ФНПР считают целесообразным для более правильного правоприменения подготовить отдельную главу ТК, посвященную удаленному виду работы, так как регулирование временной удаленной и дистанционной работы существенным образом различается, – рассказал секретарь ФНПР Николай Гладков.

По словам Гладкова, в предлагаемом ФНПР проекте главы удаленная работа определяется как «временное выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места». В главе описываются обязательные условия дополнительного соглашения к действующему трудовому договору, в частности особенности определения рабочего места, учета рабочего времени, оплаты труда при осуществлении данного вида трудовой деятельности. Кроме того, регламентируется, как работодатель может вести контроль над рабочим процессом. Особое внимание уделяется охране труда и ряду других вопросов, связанных с этим видом работы.

Представителям ФНПР удалось добиться того, что труд дистанционных работников будет регулироваться не только трудовым договором, но и соглашениями, коллективными договорами, а также локальными нормативными актами, принятыми с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Представители ФНПР настаивали на обеспечении работникам оплаты труда за время простоя не по вине сотрудника и работодателя в величине не ниже МРОТ. Однако эта инициатива Федерации не нашла поддержки у правовых служб органов власти. По итогам обсуждения, в законопроекте решили прописать, что простой оплачивается в размере не меньше двух третей тарифной ставки или оклада.

Представителям профсоюзов удалось добиться того, что труд дистанционных работников будет регулироваться не только трудовым договором, но и соглашениями, коллективными договорами, а также локальными нормативными актами, принятыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В законе указано, что в случае перевода на дистанционную работу за работником сохраняются все гарантии по оплате труда. При этом время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Работник будет обязан готовить отчеты, отвечать на письма от работодателя и проводить с ним телефонные переговоры исключительно в рабочее время. Закон решает проблему обеспечения работника необходимым для выполнения его трудовой функции оборудованием. Обязанность по предоставлению техники, программно-технических средств, средств защиты информации и других средств возлагается на работодателя. При использовании работником собственного оборудования работодатель должен компенсировать соответствующие расходы.

Отдельная статья документа регламентирует временный перевод работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, не требующих согласия работника. К данным случаям относятся: катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и другие чрезвычайные ситуации. При этом работодатель должен принять локальный нормативный акт с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Необходимость закона «об удаленке» обсуждалась давно, но пандемия COVID-19 и карантин существенно ускорили внесение и принятие соответствующей инициативы. Представители Федерации независимых профсоюзов России приняли активное участие в подготовке и корректировке законопроекта.

Автор материала:
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Басманов Никита Александрович
16:39 от 01.04.2021
Поддерживаю Ольгу Владимировну

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров


Новости СМИ2


Киномеханика