Фото: humus.livejournal.com
Выдвигаемые после победы Февральской революции требования рабочих и служащих касались широкого круга вопросов социальной политики. Низкая заработная плата, продолжительный рабочий день (за счет сверхурочных он составлял 11 - 12 часов), постоянное недоедание стали причиной резкого роста производственного травматизма и заболеваемости трудящихся.
Начало цикла статей - в “Солидарности” №№ 4, 6, 9, 10, 12, 14, 2017. Продолжение следует.
В Петрограде и губернии в 1915 году среди рабочих были больны 89 - 93 человек из 100, в других промышленных районах России этот показатель составлял 46 - 62. За годы войны число несчастных случаев и заболеваний с потерей трудоспособности увеличилось по сравнению с показателями 1913 года в 1,5 - 2 раза.
В марте 1917 года министр торговли и промышленности Временного правительства Александр Коновалов в своем обращении к рабочим обещал реформировать систему социального страхования.
25 - 26 марта 1917 года состоялась Первая общегородская петроградская страховая конференция, в которой участвовали 300 делегатов. В повестке дня стояли вопросы, касавшиеся всех сторон работы социального страхования. Президиум конференции состоял из большевиков - Николая Крестинского и Михаила Кулешова, меньшевиков - Бориса Батурского и Сундукова, а также эсера Льва Зеймана.
Особое место на конференции занял вопрос о том, кто должен платить в больничную кассу и сколько. В этом вопросе делегаты конференции разделились на две части. Первая, вдохновляемая большевиками, требовала, чтобы все взносы в больничную кассу платились предпринимателями. Вторая часть, умеренная, отражавшая взгляды меньшевиков и правых эсеров, была за то, чтобы страховые взносы распределялись пополам между рабочими и предпринимателями.
Не менее острую дискуссию вызвал вопрос о том, кто должен управлять больничными кассами. Если большевики требовали полного самоуправления застрахованных, то меньшевики и их сторонники допускали участие предпринимателей в ревизионных комиссиях.
Был затронут и вопрос о страховых обществах, считавшихся предпринимательскими организациями, куда рабочих не допускали. Большевики выступали за то, чтобы рабочие составляли большинство в руководящих органах страховых обществ, а меньшевики ограничивали участие работников только экспертными советами и небольшим представительством в правлениях.
Не менее горячие споры развернулись по вопросу о круге страхуемых. Большевики добивались распространения страхования на всех работающих по найму, независимо от отрасли. Меньшевики высказывались против всеобщего страхования, считая, что некоторые профессиональные группы (приказчики, служащие, батраки, домашняя прислуга) не могут претендовать на получение страховки.
В целом конференция поддержала предложения левой части делегатов.
В итоговой резолюции делегаты выступили за принятие закона о передаче больничным кассам всех прав по оказанию медицинской помощи рабочим, с оплатой расходов за счет работодателей. Взносы предпринимателей в кассу должны были составлять не менее 4% зарплаты участника кассы. Конференция высказалась за право больничных касс объединяться на общегородском и районном уровнях; о распространении страхования на все виды наемного труда и все регионы России; о реорганизации страховых органов с правом преобладающего большинства в них рабочих.
Было принято и решение о созыве Всероссийского съезда по социальному страхованию.
Решения конференции нашли поддержку на Всероссийском совещании Советов в апреле 1917 года. Совещание высказалось за проведение социальных реформ, в том числе за страхование на случай безработицы, болезни, инвалидности, старости; распространение страхования на все виды наемного труда.
Под таким давлением Временное правительство вынуждено было начать обсуждение вопроса о необходимости изменения социального законодательства. Министр труда Матвей Скобелев организовал несколько совещаний, которые проходили при участии членов Страхового совета, существовавшего еще в царское время. Выяснилось, что Минтруд намерен отстаивать и развивать свое видение социального страхования.
Не дожидаясь, пока Временное правительство изменит страховые законы, рабочие сами начали вносить изменения. В первую очередь это касалось организации работы больничных касс. Рабочие старались освободиться от назначенцев со стороны предпринимателей, наладить свое управление кассами. Это движение широко распространилось по всей России. Руководство Общества заводчиков и фабрикантов на заседании 13 марта посчитало целесообразным не только отказаться от председательства в больничных кассах, но и вообще от участия в управлении делами касс, чтобы не об- острять борьбу с рабочими. Правда, оговаривалось, что данный вопрос является местным, и предприятия вправе решать его по собственному усмотрению на местах. Петроградское общество немедленно отреагировало на это 17 марта циркуляром, из которого следовало, что врачебная помощь рабочим, как и раньше, должна оставаться в руках владельца предприятия.
25 июля 1917 года Временное правительство издало новые страховые законы. Наиболее заметным было постановление “Об обеспечении рабочих на случай болезни”.
Существенная часть постановления касалась реорганизации больничных касс. Им дали право без согласия владельцев и без разрешения властей объединяться между собой и образовывать общие кассы. Появилась возможность создавать окружные и общегородские кассы. Рабочие получили право самостоятельно вырабатывать устав новых касс. Было определено, что взносы на социальное страхование будут платить поровну рабочие и предприниматели. Работники должны были отчислять от 1 до 2% заработка. Пособия по случаю временной нетрудоспособности увеличились, но не могли превышать двух третей заработка.
Учли в постановлении также интересы работодателей. В ревизионные комиссии включались предприниматели, имеющие право обжаловать каждое решение правления больничной кассы. Так же обстояло дело и в медицинской помощи: при несогласии предпринимателя правление больничной кассы не могло организовать медпомощь.
По новому закону круг лиц, охватываемых страхованием, был расширен за счет рабочих ремесленных и строительных предприятий. Но действие закона не распространялось на сельскохозяйственных рабочих, торгово-промышленных служащих, домашнюю прислугу, мелкие предприятия, если на них были постоянно заняты менее пяти работников.
Чиновники Временного правительства объясняли это тем, что в момент революционной перестройки всей жизни страны значительное расширение круга страхуемых было бы технически неосуществимо.
Принятые постановления не отвечали требованиям рабочих. Одним из спорных оставался вопрос о составе контрольных органов страхования - Страхового присутствия и Страхового совета. Рабочие требовали предоставления им большинства голосов в этих органах. Предприниматели же стремились оставить за собой право контроля, что фактически отдавало в руки предпринимателей и социальное страхование.
Эти органы были реорганизованы постановлением Временного правительства только 11 октября, когда до установления власти Советов оставалось две недели и кардинально органы уже ничего изменить не могли. Большинства голосов рабочие в контрольных органах не получили, а вопросы в Присутствии решались путем сложной системы распределения голосов членов.
Помимо вопросов страхования, рабочая страховая группа пыталась влиять на законотворческую работу Временного правительства в области трудового законодательства. Еще в марте 1917 года при Министерстве торговли и промышленности был создан отдел труда во главе с Михаилом Бернацким, противником профсоюзных свобод и сторонником милитаризации промышленности.
При отделе труда начала работать комиссия предположений по рабочему законодательству, куда вошли многие представители профсоюзов. Комиссия занималась рассмотрением различных проектов: о труде малолетних и женщин, о восьмичасовом рабочем дне, о страховании от безработицы, об организации бирж труда, о примирительных камерах, о промысловых судах... Однако, кроме закона о труде малолетних, ни один проект не был проведен в жизнь.
О том, насколько противоречивым было законодательство о труде, свидетельствует постановление Временного правительства от 8 августа 1917 года “Об ограничении ночной работы женщин и подростков в возрасте до 17 лет”. В нем подчеркивалось, что до окончания войны по согласованию заинтересованных министерств возможно разрешение ночных работ во всех отраслях производства, если это вызывается нуждами обороны. В итоге детский труд продолжал использоваться в ночные смены. По данным Минтруда, в августе на заводе динамомашин “Сименс-Шуккерт” работало 15 подростков, на кабельном - 37, на резиновом производстве завода “Треугольник” - 60. В конце сентября заводской комитет Экспедиции заготовления государственных бумаг провел расследование об использовании труда малолетних девочек в одной из мастерских, где они выполняли работу взрослых.
Очень часто рабочими ставился вопрос о предоставлении оплачиваемых отпусков. Этот пункт практически всегда включался в проекты коллективных договоров или тарифных соглашений. В зависимости от стажа и вредности отпуск должен был составлять две - четыре недели. Профсоюзы предлагали установить порядок, когда отработавшие год получали бы двухнедельный отпуск, от года до трех лет - трехнедельный, больше трех лет - месячный.
Общество заводчиков и фабрикантов категорически выступало против требований рабочих. Только под нажимом профсоюзов в отдельных отраслях и на предприятиях администрация была вынуждена частично пойти на уступки. С 10 июля Главное артиллерийское управление установило новые правила для рабочих заводов этого ведомства, предусматривающие отпуск от двух до четырех недель с сохранением половины платы. На заводах Морского ведомства отпуск с сохранением содержания предоставлялся только рабочим по свидетельствам заводских врачей “для поправления здоровья”.
Непоследовательная политика Минтруда, пытающегося лоббировать интересы предпринимателей, мало способствовала снижению социальной напряженности в стране.
Автор - к.и.н., доцент, зав. лабораторией по анализу и прогнозу профдвижения СПбГУП
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно