Фото с сайта vmeste-rf.tv
Для развития цифровой экономики в России в 2017 году была принята соответствующая программа. Бизнес, профсоюзы и некоторые эксперты программу раскритиковали: на нее выделяют около 2 трлн бюджетных денег, но каким образом предполагается добиться заявленных целей - не поясняется. Рассказываем, что это за программа, почему ее критикуют и как цифровизация экономики повлияет на российский рынок труда.
Термин «цифровая экономика» (digital economy) придумал в 1995 году американский ученый из Массачусетского университета Николас Негропонте. Он его использовал для объяснения преимуществ новой экономики в связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.
В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017 - 2030 годы» так определяют цифровую экономику: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
То есть цифровая экономика – это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий. В нее входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.
Без цифровой экономики Россия не сможет перейти к новому технологическому укладу, полагает президент Владимир Путин. Об этом он сообщил, отвечая на вопрос, заданный в ходе прямой линии 15 июня 2017 года. Поэтому в целях реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом президента, 28 июля 2017 года правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ее целью заявлено создание и развитие цифровых технологий в области экономики. К 2024 году планируется реализовать пять базовых направлений программы:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
Правда, дорожная карта и планы мероприятий по направлениям программы выглядят весьма туманно. Например, по направлению «Кадры и образование» предусмотрено «развитие цифровой грамотности у широких слоев населения», «поддержка технологических образовательных проектов», а также «разработка базовой модели и перечня ключевых компетенций цифровой экономики».
Из конкретных показателей заявлены показатели доступа к интернету: к 2024 году 97% домашних хозяйств страны должны иметь доступ к широкополосному интернету. Во всех городах с населением более миллиона должно быть обеспечено устойчивое покрытие сетей беспроводной связи пятого поколения (5G). В России намечено создать 10 цифровых платформ для основных отраслей экономики, а в планах вузов - выпускать больше 120 тыс. ИТ-специалистов в год.
Программу подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, однако произошло это с большими нарушениями. Документ не только не обсуждался Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений - на нем даже не было визы Минтруда. Ни профсоюзы, ни работодатели к разработке и обсуждению этого документа не привлекались. Огромный блок, связанный с развитием трудовых отношений, с Минтрудом тоже никто не согласовывал.
Вице-премьер по социальным вопросам (на тот момент – Ольга Голодец) на заседании РТК возмущалась этой программой, называя ее неграмотной, и ругала Минэкономразвития за то, что существенных предложений в этом документе нет.
Представитель Минэкономразвития на это ответил, что суть программы в том, чтобы создать на территории РФ специальные правовые режимы, которые дадут возможность в конкретных отраслях или на конкретных территориях создавать современные бизнес-модели.
Эксперты комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям раскритиковали программу. С критикой документа выступила и рабочая группа «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве РФ, а также Счетная палата.
«Совершенно непонятно, как правительство РФ намерено добиться заявленных результатов выполнения нацпроекта "Цифровая экономика РФ" стоимостью 3,54 трлн рублей», - говорится в заключении Счетной палаты к проекту закона о бюджете РФ на 2019 - 2021 годы, сделанном 15 октября.
Аудиторы остались в полном недоумении: на проект выделяют триллионы, а каким именно образом предполагается добиться заявленных целей, ни в материалах нацпроекта, ни в проекте трехлетнего бюджета не поясняется.
Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что финансирование «Цифровой экономики РФ» на шесть лет составит около 1 трлн рублей. Дмитрий Медведев на пленарном заседании форума «Открытые инновации», прошедшего в Сколкове, объявил, что государство планирует в течение нескольких лет инвестировать в общей сложности 2 трлн рублей в развитие цифрового пространства на территории России.
«Проект "Цифровая экономика" рассчитан до 2024 года, бюджет РФ выделит на него 2,02 трлн рублей, остальную сумму - 1,52 трлн рублей - составят средства из других источников. Благодаря выполнению программы внутренние затраты на развитие цифровой экономики из всех источников к 2024 году утроятся и составят 5,1% ВВП, то есть около 10,62 трлн рублей», - написано в заключении Счетной палаты.
На что конкретно потратят бюджетные средства, пока непонятно. Известно лишь, кто получает финансирование: АНО «Цифровая экономика», которая и разрабатывает дорожные карты.
Создание АНО «Цифровая экономика» предусмотрено постановлением правительства от 28.08.2017 № 1030. Гендиректором стал Евгений Ковнир, который до недавнего времени работал в Агентстве стратегических инициатив, а еще раньше был директором департамента развития отрасли ИТ в Минкомсвязи. Учредителями выступили Ростелеком, «Мегафон», Росатом, Сбербанк, АСИ, Ростех, «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», «Мэйл.ру», МТС, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, «ВЭБ Инновации», «Рамблер», «Почта России», «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»).
В 2019 - 2021 годах на «поддержку проектов» собираются потратить:
- на базе лидирующих исследовательских центров и стартапов - больше 20 млрд рублей;
- на поддержку компаний - лидеров в разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на основе сквозных технологий - больше 10 млрд рублей;
- на субсидии проектам по масштабированию технологических решений высокой степени готовности - около 20 млрд рублей.
В 2017 году доля цифровой экономики в ВВП России составляла 3,9%, что в два-три раза ниже, чем у стран-лидеров, например США, Сингапура, Израиля. Ранее компания Boston Consulting Group оценивала долю цифровой экономики в ВВП России в 2016 году в 2,4%. Этот показатель в развитых странах составлял в среднем 5,5%, в развивающихся — 4,9%.
В течение последних пяти лет объем цифровой экономики в РФ увеличился в пять раз, достигнув 4,3 трлн рублей. Об этом в апреле 2018 года сообщил министр связи Николай Никифоров.
- В 2012 году цифровая экономика давала чуть больше 1% ВВП России. За пять лет этот показатель увеличился в пять раз. В денежном эквиваленте это 4,3 трлн рублей. При этом объемы связанных с интернетом рынков выросли с 10% ВВП в 2012 году до 24% в 2017 году.
Количество тех, кто работает в интернет-экономике, выросло за пятилетку с 700 тысяч человек до 2,3 млн. Аудитория Рунета в 2017 году составила почти 88 млн пользователей.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на Московском финансовом форуме в сентябре 2017 года, заявил о риске исчезновения целых профессий вследствие внедрения цифровой экономики.
- Технологическая трансформация на базе цифровой экономики может привести не только к взрывному росту производительности труда, но и убить, с другой стороны, целые профессии, усилить риски поляризации доходов. И для нас критически важна готовность к новым вызовам таких ключевых государственных институтов, как система здравоохранения, образования, социальной помощи, поддержки занятости и модернизации государственного аппарата.
По оценке ректора МГУ Виктора Садовничего, в ближайшие десять лет в России из-за перехода на цифровые технологии исчезнет порядка 6,5 млн рабочих мест, а к 20 млн - работодатели изменят качественные требования. Под угрозой в первую очередь вакансии, связанные с низкоквалифицированным трудом, а также работой на опасном и вредном производстве.
Замминистра труда Алексей Вовченко призвал не впадать в истерику и не демонизировать цифровую экономику. По его мнению, 70 млн человек, задействованных в реальном секторе экономики, «по мановению волшебной палочки не сядут резко за клавиатуру».
Подобной точки зрения придерживается и председатель ФНПР Михаил Шмаков:
- Изменения на рынке труда, безусловно, будут. Но надо понимать, что происходить они будут гораздо более плавно. В этом смысле наши прогнозы близки к тому, о чем говорил замминистра труда. Не нужно устраивать панику вокруг цифровой экономики.
В некоторых секторах и вовсе увеличится число работников. Так считает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская:
- Все говорят, что роботы влияют на безработицу. Давайте сравним два показателя: продажа роботов и безработица. Мы увидим, что на протяжении последних двадцати лет, когда продажи роботов снижались, - безработица росла. Это связано с тем, что роботов устанавливают в той отрасли, где есть деньги, где есть развитие, когда отрасль растет. Но там и люди нужны в этот момент. Когда спрос на продукцию компании растет, она может расширяться, покупать роботов и нанимать новых людей.
По ее данным, и в Китае, и в Германии, и в США - странах, где роботов внедряют намного больше, чем в России, - установка машин сопровождалась увеличением занятости. Кстати, самая роботизированная отрасль - это автомобильная промышленность. В самих робототехнических компаниях гигантская потребность в кадрах, специалистов не хватает. Потому что роботов делают люди, а не роботы, это штучная работа, автоматизированных участков на таких заводах почти нет.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно