Top.Mail.Ru
Спецхран

Как и почему у профсоюзов пытаются отнять санатории

Что произошло?

12 августа Гагаринский районный суд Москвы удовлетворил иск Генеральной прокуратуры к Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и нескольким десяткам приобретателей имущества по изъятию в госсобственность ряда объектов, принадлежащих ФНПР и другим собственникам. Генпрокуратура заявляет, что теперь сотни объектов будут возвращены государству. В ФНПР называют это прямой ложью, поскольку вернуть государству можно только то, чем оно владело, а собственностью, указанной в решении суда, оно никогда не владело.

Что за собственность хотят изъять?

Речь идет о 34 санаториях. Среди них серьезные здравницы, стабильно работающие и развивающиеся на протяжении десятилетий. Это санатории имени Лермонтова, “Лесная поляна”, “Ленинские скалы”, “Пикет”, “Родник”, базовый санаторий “Виктория”, “Москва” и прочие объекты. При этом в списке ответчиков, к которым поданы иски, без малого сотня граждан и компаний. К процессу было подключено больше 160 третьих лиц.

Почему собственность хотят изъять?

Несмотря на действующее 20 лет соглашение о разграничении прав собственности между профсоюзами и правительством России, Генпрокуратура считает, что профсоюзное имущество профсоюзам не принадлежит, а передано им государством в пользование. А значит, профсоюзы не имели права создавать холдинг, управляющий данным имуществом, и совершать с ним какие-либо сделки. Ведомство полагает, что санаторно-курортные объекты Кавминвод у профсоюзов нужно отобрать в госсобственность, а сделки по продаже объектов частным собственникам признать ничтожными, забрав объекты и у них.

Разве санатории не принадлежали государству?

Нет. Они не были государственными даже в советское время: так, Конституция СССР от 1977 года выделяла профсоюзную собственность как отдельный вид социалистической собственности. В современной России в 1992 году ФНПР, как и другие профцентры республик бывшего СССР, зафиксировала принадлежащую ей собственность соглашением с Всеобщей конфедерацией профсоюзов СССР, правопреемником профсоюзов СССР (ВЦСПС). А в 2002 году между правительством РФ и ФНПР было подписано соглашение № 01-160 “О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод”.

Чего же хочет прокуратура?

С 2019 года прокуратура на региональном уровне пыталась доказать, что профсоюзная собственность профсоюзам не принадлежит. После того как несколько исков завершились фактическим проигрышем, а МВД заявило об отсутствии состава преступления, Генеральная прокуратура подала иск в Москве, причем на основании закона о борьбе с коррупцией, который имеет отношение к государственным и муниципальным служащим, но никак не к профсоюзам. В нем, если коротко, прокуратура требует признать, что профсоюзы и все, кто покупал у них недвижимость, - участники коррупционных схем. Особенно если у имущества сменился профиль использования. Сделки якобы антисоциальные и должны быть признаны ничтожными, а нынешние хозяева объектов обязаны теперь это имущество отдать государству. Причем отдать нужно санатории, в том числе действующие со времен Сталина и до сих пор.

Звучит абсурдно. Что на самом деле происходит?

Осенью 2019 года вопросами купли/продажи профсобственности внезапно заинтересовалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. С этого момента разными силовыми и контролирующими ведомствами непрерывно проводятся проверки, поступают иски и запросы на эту тему.

- Это странное дело со всеми признаками заказного. Ни одного юридически значимого доказательства претензий Прокуратуры - одни эмоции и коробки документов стандартной отчетности. Видимо, решение лежит в политической плоскости, поскольку некоторым властным структурам мешает принципиальная позиция ФНПР по многим вопросам в условиях падения реальных доходов работающих и пенсионеров, критика повышения пенсионного возраста, требование прогрессивной шкалы налогообложения и т.д. Удивляют незаконные претензии к добросовестным приобретателям. Если суд пойдет на поводу у Прокуратуры, это будет означать крах правового государства в РФ, - заявлял Михаил Шмаков.

Насколько это имущество ликвидно?

Стоимость активов санаторно-курортного комплекса профсоюзов в Кавминводах за 19 лет выросла на 84%, то есть почти вдвое, и теперь составляет 1,6 млрд рублей. То есть Генпрокуратура хочет отнять у профсоюзов и у всех членов профсоюзов очень недурной кусок собственности, которую профсоюзы прирастили. Кроме того, ряд предпринимателей за эти годы купили у профсоюзов уже ветхие здания, снесли их и построили новые. И теперь эти новые объекты у собственников прокуратура тоже собирается отнять.

Санатории действительно эффективно работают?

Да. Санатории ФНПР ни на день не прекращали работу по оздоровлению россиян. За 2006-2021 годы в них отдохнуло 2,5 млн человек, из них 700 тыс. – по льготным путевкам и 300 тыс. детей. При этом цена путевки в системе профсоюзных здравниц примерно на 15% ниже, чем в среднем по региону.

- Ежегодно почти 37 тысяч льготников и больше 10 тысяч детей становятся гостями наших здравниц. Еще 16 тысяч человек в год приезжают по программе “Профсоюзная путевка”, а это 20-процентная скидка для членов профсоюза и их семей, - говорит Николай Мурашко, генеральный директор ООО “Курортное управление” (холдинг) г. Кисловодск”.

И суд согласился это все отнять?

Да. Гагаринский районный суд принял решение, по которому нужно отнять весь санаторно-курортный комплекс Кавминвод у профсоюзов, а также собственность у всех, кто когда-либо покупал у профсоюзов имущество (к тому же отнимают не только купленные объекты, но и выстроенные рядом новые). Характерно, что решение было вынесено 12 августа – в день рождения председателя ФНПР Михаила Шмакова, что выглядит достаточно цинично.

Что профсоюзы планируют делать дальше?

Все присутствовавшие в суде ответчики, включая ФНПР и Федерацию профсоюзов Ставропольского края (ФПСК), будут обжаловать это решение. В ФНПР уверены, что иск Генпрокуратуры и соответствующее решение суда «являются прямым нарушением Конституции России, закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», решений высших государственных органов власти России». В профобъединении подчеркивают, что данное решение суда не вступило в законную силу, оно будет обжаловано.

Но что, если прокуратура все же выиграет?

10 тысяч человек могут лишиться работы. Не у дел останутся поставщики и контрагенты. С учетом членов их семей - это социальная катастрофа в регионе Кавминвод. Кроме того, лишение ответчиков, указанных в документе, имущества может привести к банкротству более ста юридических и физических лиц. Это, в свою очередь, повлечет за собой масштабные сокращения персонала, а также прекращение налоговых поступлений в бюджет. Санаторно-курортному комплексу на Кавминводах грозит не просто конфискация, но и последующая приватизация, переход в частные руки с ликвидацией доступного оздоровления для граждан.

Автор материала:
Юлия Рыженкова - Как и почему у профсоюзов пытаются отнять санатории
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно





Новости СМИ2


Киномеханика