Автор этих материалов - молодой профсоюзный лидер - прошел несколько ступеней успешных выборных кампаний. И выигрывал их, обладая не самым высоким профсоюзным статусом, в одном из российских регионов. Сейчас он в профсоюзном движении не работает, но его опыт важен для профлидеров.
Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21 2019
В одной из прошлых публикаций говорилось о работе агитационной сети и технологии “полный привод”. Но и сам кандидат не должен сидеть сложа руки и поджидать результат. Советую начать день, приложив усилия к “приводу”. С самого утра, как только телефонный звонок не будет неприлично ранним, надо взяться за обзвон знакомых. Их окажется много, и разговор должен быть коротким: напоминать о необходимости выполнить гражданский долг, причем выполнить “правильно”. Даже 50 - 70 звонков дадут неплохой результат. Ведь для победы нужно около 3000 голосов. Помню, как в день голосования на звонок ответил директор пансионата, долго отсутствовавший. “Уже бегу на участок! Специально ради тебя вернулся с рыбалки! - отчеканил он. - И жену с собой взял”. - “Плюс два!” - подумал я. Настроение улучшилось - выручил человек, которого я уже списал со счетов.
На звонки можно потратить не больше двух часов. Есть дела поважнее. К полудню, пику явки, надо надеть костюм и в парадном виде направиться к самым крупным избирательным участкам. Все, что от вас требуется, - разговоры с избирателями. О чем угодно, кроме выборов. Вас должны видеть. И в вас должны видеть депутата. Ведь часть граждан делают выбор лишь на участке. Своим появлением вы должны определить их мнение. Не менее важно - показаться сторонникам. Большинство их вы не знаете, но они-то вас знают! И, видя избранника “вживую”, укрепятся в решении. Помню, на участке в кукуевском ДК я то и дело пожимал руки одному, другому, третьему. “Здравствуйте, Вера Петровна! Как ваше здоровье, Валентина Михайловна?” Важно подходил к председателю комиссии, интересовался, все ли нормально, не нужна ли помощь. Разговаривал с полицейским… За три часа я объехал семь участков в городе и несколько в поселках.
Отдельным вниманием я оделял некоторых членов участковых комиссий. Меня связывали с ними особые, негласные отношения. Ничего противозаконного! Эти люди были моими наблюдателями. Или, скорее, наблюдающими.
Нужны ли в день голосования наблюдатели на участках? Вопрос почти философский. Чтобы “накрыть” ими самые крупные участки, потребуется много и людей, и денег для оплаты их труда. В одну из кампаний штаб кандидата притащил несколько десятков студентов- юристов для наблюдения. Чем шокировал кукуевский избирком. Наблюдатели сделали свое дело хорошо, продержав участковые комиссии в напряжении весь день. Если вы сомневаетесь в честности процедуры голосования и подсчета бюллетеней - это хороший метод. Но затратный.
Есть метод упоминавшегося Анатолия Мурзика - расставить доверенных лиц. Но работа на участке с 8:00 до 20:00 и еще два часа на подсчет и заполнение протокола требует недюжинной концентрации внимания. К тому же это 14 часов работы стоя!
- Здравствуйте, Нина Борисовна! - поздоровался я с бывшим председателем профкома бывшего химзавода, директором которого когда-то был Мурзик. Она недолго думала, кого поддержать: профлидера из области (меня) или директора, который раньше платил ей зарплату. Но при этом она оставалась веселой и доброй женщиной. - На участке сегодня службу несете?
- Да уж… - как бы извиняясь, ответило доверенное лицо Мурзика. - Анатолий Николаевич просил наблюдателем побыть, вот и стою.
Я же пошел по другому пути. Поскольку работал в Кукуеве давно и знал многих, взял список участковых избирательных комиссий. И в каждой нашел своих сторонников. Выявил тех, на кого точно мог положиться, и за небольшую плату предложил им быть моими наблюдателями. Разумеется, неофициальными. Человек и без того работает на участке и подсчитывает голоса - и заодно контролирует этот процесс. Вариант неидеальный, но при жесткой нехватке финансовых ресурсов - единственно возможный.
Ближе к вечеру позвонила агитатор из деревни, что в 30 километрах от Кукуева:
- Я сегодня за ягодами пошла. И встретила в лесу Рыжиковых, поговорила с ними, и они оба решили голосовать за вас! - протараторила она. - Но им до участка далеко идти, они старенькие совсем, их бы привезти надо.
- Через полчаса приеду.
А что? Привезти двух реальных избирателей - большое дело. Два бюллетеня в урне. И времени уйдет не больше часа. Заодно и участок проинспектирую.
Кстати, за счет этих Рыжиковых явка на том участке поднялась на несколько процентов.
На автобусной остановке в Кукуеве я наткнулся на интересный плакат: симпатичная бабуля в платке держит не менее симпатичного котейку. И текст: “Узнала, что внук собирается голосовать за Профсоюзника, переписала хату на кота”.
Ничего более милого я в жизни не видал. Плакат был кустарного производства. Я прекрасно знал эту фразу. В ходе одних из выборов в украинскую Верховную Раду так пытались понизить рейтинг Партии регионов. Я аккуратно снял это произведение хенд-мейда. Не для того, чтобы помешать повлиять на мои показатели, - я всего лишь хотел иметь этот плакат у себя.
Кто ты, создатель сего? Подвыпивший ли интеллигент, принципиально выступающий против кандидатов от партии власти? Или приехавший на лето домой студент-либерал, поднимающий свой оппозиционный глас? Или бухгалтер местной компании, болеющий за кого-то из кукуевских против заезжего карьериста, идущего по головам соперников? Это останется неизвестным. Но знай, я обожаю тебя и верю, что ты отвечаешь мне тем же, хотя и не желаешь в том признаться.
Слово “Профсоюзника” на плакате было приклеено. Любопытство взяло верх. Отодрав немного, так, чтобы не попортить целостность произведения я увидел под своей фамилией слово “Собянина”. Вездесущий интернет. Распечатано и переклеено. Но все равно приятно. А какие масштабы! Украина, Москва - и наше захолустье. Нет слов! Это не чернуха. Это доброе, которое хочет казаться сердитым.
Ближе к 15:00 отслеживайте данные о явке. Если ваши агитаторы обещали на каком-либо участке 300 голосов, а к этому времени пришло 150 - 200 человек, - это повод для беспокойства. Если вы обмануты агитаторами в количестве сторонников - этого уже не исправить. Но если дело в сбое в “приводе”, время еще есть. Любым способом, лучше лично, гоните вашу сеть по квартирам сторонников, по огородам, где те бьются за урожай, по лесам, где собирают грибы, и пускай тащат всех на участки!
Остаток дня можно посвятить прогулке по городу. Погода в это время стоит хорошая.
Хочется дать еще один совет, касающийся всей кампании: постарайтесь воздержаться от алкоголя. Выборная пора - сильный и ежедневный стресс. Он постоянно будет требовать снятия. Алкоголь - самый легкий способ. Но он подтачивает физические силы, а их нужно ой как много. Я уж не говорю о возможном “выхлопе” с утра при общении с избирателем, - грубейшая и глупейшая ошибка. Кандидата с “амбре” могут воспринять в штыки. Или вы “подшофе” двинете на участки в день голосования. Электорат может не простить. Некоторые кандидаты в день выборов начинают “закладывать” с утра. Видал таковых. Куда им без верных помощников и целого штаба! А тем надо держать “нализавшегося” кандидата за семью замками, чтоб не поехал на участки и не испортил все сделанное. Таким образом, последний день у них летит коту под хвост.
Не усиливайте и без того немалые нагрузки в последний месяц, найдите иной антидепрессант. Выборов в жизни будет много, и смотреть на них желательно трезвыми глазами. Момент, когда можно откупорить бутылку, наступит не ранее 20:00 в день голосования. До того - воздержитесь от возлияний.
В помещении штаба все, что вам нужно, - таблица в формате MS Excel с номерами участковых комиссий, фамилиями кандидатов (всех) и графой для количества голосов. Основная графа “Итого”. Теперь ваша задача - ждать информации и вносить ее в таблицу. Я никому не доверял это дело, все данные заносил сам.
Помню, ближе к 20:00 в штаб подтянулось немало народу - те, кто считал себя моими сторонниками: партхозактив, предприниматели и даже председатель рыболовецкого колхоза им. Ленина. Шум стоял необыкновенный. И посреди этого шума стали раздаваться звонки от моих наблюдателей, сообщавших данные по участкам. Сельские участки меньше городских, но то ли им считать сложнее, то ли дозвониться не так просто. В общем, сначала поступали данные из самого Кукуева. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что три крупнейших участка я проиграл Мурзику! Отрыв был не смертельный, но неприятный. Зато окраинные участки принесли мне неслыханный перевес.
Затем пришли данные из моих любимых десяти поселков, исхоженных до стоптанных в пыль ботинок. В одном из них я набрал 91%! Как у Назарбаева.
Любопытно сравнить пару цифр. На одном из городских участков я проиграл 100 голосов со счетом 350 на 450. А в небольшом лесном поселке отыграл их, но со счетом 130 на 30. Этот сельский участок в пять раз меньше - а результат тот же. И таких участков оказалось множество. В итоге я обогнал Мурзика (он стал вторым) больше чем в два раза и набрал 37% голосов. Остальные шестеро конкурентов плелись далеко позади.
Победа отдается тому, кто всецело отдается ей. Побеждает тот, кто больше этого хочет. Мандат оказался в профсоюзных руках. Вопрос ближайшего времени - как им распорядиться. На захлестнувшую эйфорию нельзя тратить даже дня. Срочно включайтесь в борьбу по дележу портфелей и комитетов. Будете радоваться слишком долго - все прозеваете и останетесь рядовым членом комитета по рыбопромышленному комплексу, который вас не интересует.
Этой публикацией мы заканчиваем серию материалов о наступательных выборах. Тех, которые характерны для кандидатов, баллотирующихся впервые. Со следующего выпуска начнем рассуждать об оборонительных выборах, когда мандат нужно не брать, а отстаивать.
Продолжение следует