Центральная профсоюзная газета16+

О работе избирательного штаба

Автор этих материалов - молодой профсоюзный лидер - прошел несколько ступеней успешных выборных кампаний. И выигрывал их, обладая не самым высоким профсоюзным статусом, в одном из российских регионов. Сейчас он в профсоюзном движении не работает, но его опыт важен для профлидеров.

Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9, 1011, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 1920, 2019

Сегодня предлагаю обратить дополнительное внимание на некоторые технические вопросы. Для многих кандидатов выборы - это работа штаба. Но так ли он нужен? И нужен ли он в традиционной форме, к которой все привыкли? Предлагаю иное видение этого вопроса.

ПОМЕЩЕНИЕ

Когда я баллотировался впервые, партия требовала от меня наличия избирательного штаба. А еще - его стандартных штатных единиц: начальника, начальника агитационной сети, дизайнера, ответственного за наружную рекламу, за распространение газет, буклетов и прочей макулатуры и т.д. В конце концов я назначил одного дедушку, отработавшего 30 лет в правоохранительных органах, знавшего в лицо и по имени всех жителей Кукуева и еще недавно возглавлявшего избирательную комиссию района, начальником штаба. Но вовсе не для передачи ему бразд правления, а для предъявления его физиономии партийному руководству. Вечно сердитый главный технолог, увидев солидного, пожилого начштаба, успокоился: тот своими сединами уравновешивал мой юный пыл и задор. Этого оказалось достаточно, чтоб от меня отстали и дали спокойно работать так, как я считал нужным.

А я считал и считаю до сих пор, что штаб - это не помещение, в котором вечно накурено, беспрерывно варится кофе и проводятся заседания и мозговые штурмы на тему “что бы нам еще такого сделать, чтобы победить”. Ибо на подобные вопросы надо иметь ответы задолго до выборов.

Штаб - это не кабинет, а скорее организация, в которую входят несколько человек, да и само слово “штаб” я никогда не употреблял. Да, помещение, где можно встретиться с бабушками-моторами с “Завода” (см. № 20, 2019) или передохнуть, собраться с мыслями, - необходимо. Но для этого подойдет хоть столик в кафе. И если ваша кампания выстраивалась за несколько лет до того, штабу не нужно работать в круглосуточном режиме. В таком темпе должны работать конкуренты, решая вопрос, как поколебать ваши твердокаменные позиции, какую “чернуху” запустить против вас, сколько десятков тысяч листовок напечатать, чтобы фамилия вашего конкурента наконец-то стала узнаваема электоратом. Им нужен штаб в полном смысле этого слова. С “бригадирами”, “десятниками” и “сотниками” в агитационной сети, с людьми, отвечающими за каждое направление в отдельности: за печатные СМИ, за наружную рекламу и т.д.

Вам такой штаб ни к чему. Три направления вашей работы в последний месяц: 1) присутствие в информационном пространстве (СМИ и наружная реклама); 2) личное участие в наибольшем количестве встреч; 3) налаживание работы агитационной сети в райцентре и сельской местности. Роль начальника штаба в таком случае можете взять на себя сами. Отдельный человек, сводящий воедино все процессы, на этой штатной должности не нужен. В помощь будет и период кампании - летний, растянутый. Летние выборы не такие интенсивные, как были зимние или весенние, и у вас хватит времени на руководство кампанией.

В качестве помещения подойдет почти любое. Хоть кабинет профкома, если, конечно, попадание туда происходит не через заводскую проходную. Многие технологи требуют, чтобы в помещении штаба можно было встретиться с большим количеством людей. Для традиционных кампаний, когда решение о выдвижении принимается за пару месяцев до выборов, это целесообразно. Но мы ведем кампанию в другом ключе, и одно из важных преимуществ нашего подхода - независимость от обычных методов борьбы. И даже в ненужности многих из них.

В роли своего предвыборного штаба я использовал офис Кукуевского отделения партии. Он располагался на втором этаже местной гостиницы. Кроме него там находилось множество офисов и фирм кукуевского малого бизнеса. Был там и самый посещаемый кабинет - нотариуса. Посещаемость этого этажа местными жителями была огромна, что я использовал для дополнительного “засвечивания” своей физиономии: она всем улыбалась и со всеми здоровалась. В помещение штаба я заглядывал нечасто, поскольку главную свою роль видел в разъездах и встречах, но каждый день заканчивал посещением для подведения итогов дня и окончательной верстки плана на день грядущий. Туда подтягивалась и пара-тройка помощников, выполнявших всю техническую работу и не лишенных права голоса в остальном. Я бы назвал этих людей помощниками-советчиками. Они рассказывали мне и последние кукуевские сплетни, и о шагах конкурентов, перебежке в их лагерь моих сторонников (или наоборот), звонках из столицы региона, вечно чего-то требующих… Принимая решения (а делал я это только сам), я опирался на их информацию. Их мнения мне были важны, поскольку на это дело я брал только умных людей, способных реально оценить обстановку.

Да и технической работы в ходе кампании накапливается не так уж мало. Например, чтобы в торговых точках города висели ваши плакаты, с каждой из них необходимо заключить договор (безвозмездный). С учетом того, что Кукуево - городишко, куда не проникли федеральные торговые сети (малая покупательная способность, наверное), то подписывать бумагу надо чуть ли не с каждым магазином отдельно. Иначе это будет самовольным захватом площади. Таких договоров набралась пухлая пачка. Прочей мелкой, но нужной работы тоже наберется немало. И агитационная кампания потребует постоянного контроля. Если убрать руку с пульса, кампания может пойти шиворот-навыворот.

Вместе с этим хочу рассказать еще об одном важном понятии.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Агитационную кампанию надо выстраивать исходя из финансовых ресурсов, которыми вы обладаете. Без печатной продукции не обойтись. Ее не должно быть очень много, но пару листовок или буклетов запустить в народ нужно. В первой из них целесообразно рассказать о себе - следует представиться аудитории. Даже если вас к тому моменту многие знают, не все осведомлены о том, что вы - кандидат в депутаты. Необходимо дать понять электорату, что вы - будущий депутат, заявить о себе именно в этом качестве.

Если вы обладаете некими информационными козырями, то ими нужно правильно и вовремя распорядиться. Например, на встрече с вами губернатор пообещал, что в следующем году в Кукуеве будет построена новая школа. Или вы провели сложные переговоры с руководством градообразующего предприятия, в результате чего родился приказ о повышении зарплаты, и т.д. Информацию об этом надо выдать вовремя.

Самое лучшее и мощное должно появляться в разгар кампании, когда присутствует актуальность темы. Эта актуальность - краеугольное понятие предвыборной науки. В избирательных баталиях важно не допустить фальстарта. Особенно это касается длительных летних кампаний. В июне-июле электорат еще не ощутил близости дня выборов, копается в огороде, удит рыбу или греется на солнышке. Тема выборов для него еще неактуальна. Если вы выложите свои козыри в этот период, голосующий индивидуум их не воспримет. Не потому, что глуп, а потому что ему до ваших выборов пока нет дела. И выстрел окажется холостым. Главные ваши плюсы должны выйти на свет божий в конце кампании. Но и не перед самым днем голосования: ваш тезис не успеет дойти до мозжечка избирателя или дойдет уже после выборов. Надо чувствовать момент. А лучше самого кандидата это сделать никто не сможет.

Очень важно не поторопиться. И еще важнее не опоздать.

ДОВЕРЕННЫЕ ЛИЦА

Некоторые кандидаты уделяют пристальное внимание такому институту, как доверенные лица. Одни тратят уйму времени, чтобы убедить того или иного авторитетного человека стать их доверенным лицом. Другие тратят не меньше времени, чтобы определить, подходят ли избранные ими люди для столь высокого статуса. Ведь как громко звучит - “доверенное лицо”! Я же вижу смысл этого статуса исключительно в техническом ключе. Официально уполномоченное доверенное лицо может совершать юридически значимые действия вместо кандидата: уведомлять избирком о распространении своей агитации, производить банковские операции и проч. С этой точки зрения оно необходимо. Например, кандидат уехал на несколько дней в самый глухой угол избирательного округа, а в это время типография изготовила тираж листовки. Нужно, не мешкая, распространять листовку, но нельзя этого делать без уведомления избиркома. На эти действия можно уполномочить доверенное лицо, раз кандидат в отъезде.

В такой ситуации в одной из кампаний сотрудник штаба, чтобы не тормозить избирательный процесс, взял да и подписал за кандидата бумагу. Из благих побуждений, конечно. Скандал разразился страшный. “Я даже своим родственникам не позволяю ставить за меня подпись!” - в гневе кричала женщина-кандидат. С трудом уговорили ее не сниматься с выборов.

Мне кажется, что лучшим выходом в такой ситуации стало бы постоянно находящееся “под рукой” дежурное доверенное лицо. Надо сбегать в банк - доверенное лицо одевается и чешет туда. В избирком - тоже. И так везде. Но я был почти растерзан, когда огласил этот вариант упомянутой гражданочке. “Кого вы мне предлагаете? Как вы можете говорить такое! Ведь это доверенное лицо!” В общем, убедить этого кандидата было непросто, мадам слишком серьезно относилась к формальностям.

А кандидат Анатолий Мурзик, о ком я уже не раз упоминал, опубликовал большую листовку. В ней светились лики его доверенных лиц. То есть функция у них была - с гордостью носить этот титул и “отсвечивать” своим авторитетом на кандидата, повышая его рейтинг. Считаю это грубейшей технологической ошибкой. Ведь я тоже привлекал известных в Кукуеве личностей, чтобы попользоваться их “благодатью” и рассказать всем, что они поддерживают мою кандидатуру. Но делал это совсем не так.

Например, в одном из номеров “районки” вышла большая статья “Врачи Кукуева определились с выбором”. Заведующие терапией, амбулаторией и хирургией ЦРБ - очень уважаемые люди - призывали голосовать за меня и обосновывали свой выбор. В другом номере аналогичную позицию высказывали директора трех школ, говоря о позиции кукуевского учительства. Это были точечные удары. И врачей, и учителей не надо было для этого облекать статусом доверенного лица.

А в день голосования я увидел доверенных лиц Мурзика, дежурящих в качестве наблюдателей на избирательных участках. Пожилые и уважаемые люди занимались не красящей их работой.

То есть практического смысла в этом институте почти никакого. Авторитетный человек за вас? Думайте о том, как правильно транслировать его слова в вашу поддержку избирателю - через газету, листовку, плакат… А не тащите его в “доверенные лица”.

*   *   *

На этом заканчиваем с технической стороной выборного процесса. В следующей публикации перейдем к самому важному - работе в день голосования.

Автор материала:
Монте-Кристо
E-mail: monte-kristo@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности