Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Вчерашние герои не требуют поклонения - не похоже, чтобы кто-то всерьез считал себя героем за то, что выполнял свою работу, как делал это за год, за два, за десять до пандемии. Нескромным званием их окрестили политики в желании продемонстрировать признательность. Но когда герои потребовали достойного отношения к своему труду, оказалось, что они должны быть скромными - в быту, в притязаниях на комфортную жизнь, в надеждах на будущее.
По большому счету это история про благодарность. Описать все события в их порой циничных, порой идиотических подробностях - места не хватит, так что ограничимся видом “с высоты птичьего полета”. Начать можно с любой отрасли, но первыми среди равных выступят те, кто буквально крутил колеса экономики - работники транспорта.
В этом секторе главные коллективные действия последних недель - забастовки на железных дорогах Великобритании. Зарплата не оставляет рабочим, обслуживающим их, шанса на достойную жизнь. С кассирами обошлись и вовсе некрасиво - чтобы уменьшить распространение вируса, их всех отправили в простой, кассы заменили электронными терминалами. А после решили, что с терминалами как-то лучше, кассы можно закрыть навсегда, а билетеров уволить.
Забастовки на железных дорогах Британии вряд ли заглохнут. На 18 и 20 августа запланирована новая серия протестов, а 19 августа свою забастовку с претензиями по зарплате проведут работники лондонского метро и наземной транспортной сети (далеко не в первый раз). Стачку закончили только работники руководящего звена, согласившиеся на прибавку в размере 4%. Но 40 тысяч членов профсоюза RMT настроены решительно, так что слова министра транспорта Гранта Шаппса, мол, теперь есть все ресурсы, чтобы оказывать услуги во время забастовки, - просто успокоительная пилюля для общественности.
Их коллеги из США планируют национальную забастовку в сентябре. За последние шесть лет основные железнодорожные компании Америки сократили рабочую силу на 29% (примерно 45 тысяч рабочих), чтобы снизить расходы и “оптимизировать” бизнес. Но вдалеке от штаб-квартир, на местах, признают: в отрасли катастрофически не хватает персонала - оставшиеся рабочие систематически трудятся сверхурочно.
Аналогичные претензии были (и, скорее всего, остались) у транспортников во Франции, Румынии, Пакистане, Индии, Бангладеш, Колумбии, Перу, Парагвае, в австралийских городах Сиднее и Мельбурне. В конце июня в Австралии профсоюз транспортных рабочих и Uber заключили сделку о стандартах занятости и льготах, положив конец забастовке. В Аргентине правительство заблаговременно согласилось на переговоры, так что забастовка, назначенная на 2 - 3 августа, была отменена.
Работники аэропортов бастовали во Франции. В Испании сотрудники ирландского лоукостера Ryanair продлили стачку аж до января 2023 года. Работникам Lufthansa потребовалось меньше времени, чтобы быть услышанными. После предупредительной забастовки 27 июля работодатель сел за стол переговоров, и профсоюзы добились повышения зарплат.
Еще более красочное представление о том, как далеко может зайти пренебрежение к труду вчерашних героев, дает сюжет из Зимбабве: медики отвергли предложение о 100% повышении зарплаты и ушли бастовать. И дело не в жадности - просто инфляция там выше предложенного повышения (в мае она скакнула до 131,7%, а в июне - до 192%). Через пять дней полиция избила бастующих, и медики вернулись к работе с угрозой продолжить забастовку через две недели, если правительство не предложит адекватное повышение и не будет платить в твердой валюте (подразумеваются доллары США). В конце июля медики провели двухдневную забастовку. Безрезультатно.
Западнее, в Намибии, все бюджетники проголосовали в пользу забастовки, в том числе работники больниц. Государство в ответ прибегает к угрозам. Конструктивный диалог не предвидится.
В США маленькие забастовки превалируют над большими. Это обусловлено характером системы здравоохранения, отданной в частные руки. Бастуют работники конкретных больниц - чаще в Калифорнии (это один из самых дорогих штатов для жизни - дороже только Гавайи и Нью-Йорк). Полный список маленьких местных забастовок медперсонала в США, даже за последние пару месяцев, потребует очень много места.
Масштабные стачки проводятся реже, но тоже бывают - 15 тысяч медсестер штата Миннесота добиваются нового контракта (их прежние истекли в мае и июне) c 37% повышением зарплаты в течение трех лет. Объединенные в профсоюз “Ассоциация медсестер Миннесоты”, работницы еще в июне выступили против руководства больниц, а недавно вынесли вотум недоверия администрации семи медучреждений. После изнурительных двух лет пандемии и внушительной инфляции оставить условия контрактов без пересмотра - значит просто пустить себя по миру.
Для сравнения: годовые компенсации гендиректоров больниц с 2018 по 2020 год выросли на 40 - 50% и составили семизначные суммы. Надбавки медсестер в последние три года не превышали 2 - 3%, их годовой доход - всего десятки тысяч долларов.
Серьезные намерения выражали (и где-то уже привели в исполнение, а где-то еще собираются) медики Индии, Великобритании, Латвии, Польши, Греции, Испании, Боливии, Нигерии, Сьерра-Леоне и Румынии.
Про участь новой системы оплаты труда отечественных медиков вы могли прочитать в материале “Солидарности” (№ 27, 2022, “Пилот подбит на взлете”). Напомним, что медикам в РФ отменили ковидные выплаты в связи со стабилизацией эпидемиологической ситуации. Правда, с 15 июля, когда был подписан указ, среднее количество заболевших за семь дней выросло с 3627 до 15 647 (на 7 августа). Стабильный рост.
В нашем далеко не полном списке последние (но отнюдь не по значимости) - те, на ком экономика замыкается: работники розничной торговли. 260 долларов в неделю - подчас это лучшее, на что могут рассчитывать труженики крупных розничных сетей, несмотря на пандемию продолжавшие работать кто за кассой, кто на складах. Возьмем в пример сеть магазинов Dollar General. Она малоизвестна в России, но в США у нее больше 12 тысяч точек. В 2021 году сеть показала прибыль 3,2 млрд долларов. За такие достижения гендиректор получил почти 16,5 млн долларов - и это в 986 раз больше медианой зарплаты в его компании. Неудивительно, что несправедливость заставляет людей останавливать работу и выходить на улицы с требованиями достойной оплаты и гуманного отношения.
Жесткий и экономный стиль работы с персоналом, который проповедует Amazon, в Европе приживается не без труда - немецкие и британские работники недавно снова выразили протест. Они организовали забастовки и акции против низких зарплат и условий труда. Жадность и наплевательское отношение к работникам низших звеньев (на складах и в службе доставки) под лозунгом “бери, что дают, или уходи” не встречает одобрения и в США. Причем сейчас речь даже не о “пострадавших”, то есть работниках, медленно, но верно объединяющихся в профсоюзы, а об истеблишменте.
Можно с уверенностью говорить, что в Вашингтоне растет популярность идей демократического социализма. Общественно-политическая организация “Демократические социалисты Америки” собирает все больше сторонников. Ее идеи привлекают молодых и страстных, как Александрия Окасио-Кортес, которая во всеуслышание выступала против миллиардеров. Немало тех, кто соглашается с идеями, не вступая в ряды ДСА, - как многоопытный Берни Сандерс, активно агитировавший за создание профсоюза на складе Amazon в Бессемере. Сейчас в Конгрессе США социалистов больше, чем когда-либо в истории страны, а если посмотреть на списки должностных лиц на уровне муниципалитетов, округов, штатов и всей страны, то должности занимает гораздо больше сторонников ДСА, чем за все историю организации с 1982 года. В Коннектикуте, очень демократическом штате, власти добились небольших - всего в 1000 долларов - “героических” выплат тем, кто работал во время пандемии.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно