Фото: go64.ru
Карантин и самоизоляция успокаивают население, но ведут к падению спроса в отраслях, чувствительных даже к кратковременным простоям. Фронт таких отраслей широк, и кризис в них так серьезен, что убить экономику России может даже не обвал цены на нефть и курса рубля, а противовирусные меры, ограничивающие активность граждан в перемещении.
В то время как крупные компании федерального уровня отыгрывают падение своих акций 12 марта и подсчитывают прибыль от огромного спроса на гречку и туалетную бумагу, малый и средний бизнес России в агонии. Предприниматели все как один ждут от федеральных властей помощи, потому что из трех сторон – государство, бизнес и потребители – больше всего денег у государства.
Первыми от карантина пострадали малые компании, предлагающие разнообразить свободное время: небольшие магазинчики и кафе, фитнес-клубы и студии. 90% кафе в столице пустуют, похожая картина и в других городах, как столичного формата - Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, так и поменьше. Кинотеатры в столице продают не больше полусотни билетов на показ, повинуясь распоряжению мэра не собирать под одной крышей больше 50 человек. Журнал Forbes собрал отзывы предпринимателей, но судя по тому, что действенных мер от правительства нет, это голоса вопиющих в пустыне.
Спрос на товары не первой необходимости упал, все развлечения переместились на дом: через соцсети люди делятся смешными картинками про пандемию, и уже пошла в народ шутка, что это будет самая веселая эпидемия за всю историю человечества. Шутка горькая, на деле веселого мало. Скорбные мысли навевает не только статистика смертности, тем более, в России она близка к нулевой - после того как смерть одной зараженной бабушки списали на тромб. Куда хуже обстоят дела с рабочими местами.
- Сильнее всего кризис затронет предприятия общепита, - комментирует председатель профсоюза «Торговое единство» Сергей Филин. - К нам поступают сигналы из ресторанов, кафе: людей предупреждают о сокращении или отправляют на простой. Спрос упал на одежду, бытовую технику. И если падение спроса продолжится, то маленькие компании вымрут в течение двух-трех месяцев - не справятся с налоговой нагрузкой, арендной платой, страховыми взносами. Соответственно, сотрудники под угрозой. По разным оценкам, это может привести к появлению нескольких миллионов безработных.
И для них не будет других рабочих мест, потому что во всех кафе, ресторанах, магазинах ситуация такая же. Те, кто были заняты в сферах обслуживания и торговли, стремительно теряют покупательную способность. Часто сотрудников отправляют в отпуск без содержания или вынужденный простой, а поскольку отношения оформлены по гражданско-правовому договору, никакой оплаты это не предполагает.
Торговлей и общепитом дело не ограничивается: легкая промышленность, которая в основном представлена небольшими частными предприятиями, тоже сильно страдает.
- У предприятий легкой промышленности и до эпидемии жизнь была нелегкая, а теперь нынешняя ситуация влияет на нее самым пагубным образом, - комментирует Андрей Чекменев, председатель Российского профсоюза работников промышленности. - Уже пришли несколько писем от директоров предприятий. Руководители говорят, что если в ближайшее время не будет послабления – или спада эпидемии, или государственных решений о помощи – то собираются закрывать предприятия вплоть до ухода из бизнеса. Многие производства близки к коллапсу. Я не говорю за всю отрасль – она большая, но сигналы показывают, что проблем много.
И проблемы будут нарастать. Страна только в начале пути. Дальше костяшки домино будут сыпаться одна за другой. Откуда оставшиеся без доходов люди возьмут деньги, чтобы платить ипотеки или продолжать жить в съемной квартире? Торговые центры наполовину опустеют: арендаторы их покинут, да и некому будет там тратить деньги.
Стоит ли вспоминать про туроператоров, гостиничный бизнес, авиаперевозчиков? Те фирмы, которые доживут до открытия границ, будут вынуждены бороться за каждого клиента, который сможет платить.
От самоизоляции и карантина, так удобно пришедшихся на цифровизацию, пострадали работники образования и культуры. В частных детских садах и школах то родители просят вернуть деньги, то сотрудники недовольны возросшей нагрузкой. До объявления обязательного карантина уроки приходилось проводить и офлайн (для тех, кто не захотел остаться дома), и онлайн (для тех, кто предпочел родные пенаты). Сулит ли это в будущем переход на дистанционное образование? В высшем образовании, скорее всего, да. Подобная практика уже есть во многих вузах, где обязательно прохождение непрофильного дистанционного курса на выбор через платформу OpenEdu.
- Преподаватели и учителя привыкают к новым условиям работы на удаленке, - комментирует ситуацию Вадим Дудин, зампред профсоюза работников народного образования и науки. - Это существенное изменение условий работы, но оплату труда работодатель пока не пересматривает. В системе высшего образования все еще сложнее. Встают вопросы не только организации учебного процесса, но и набора первокурсников, работы всего вспомогательного персонала. Например, сотрудники комбинатов студенческого питания уходят в простой - сейчас по ряду вузов есть понимание, что этот простой оплачивается исходя из позиций Трудового кодекса. Но в целом, вопросов в новых условиях очень много и новые возникают ежечасно.
У многих работников культуры больше половины зарплаты складывается из внебюджетных средств, полученных учреждением. Пока учреждения культуры и их сотрудники привыкают к новым условиям.
- Работники пострадают материально, поскольку из внебюджетки выплатить им ничего не смогут, нет загрузки, - посетовала Светлана Цыганова, председатель профсоюза работников культуры. - Может случиться так, что многие учреждения, скажем, библиотеки в новых условиях, при цифровизации, перейдут на виртуальный режим. И руководители скажут, что им нужно всего четыре работника, а не двенадцать. Народ пока выжидает, но терпению всегда приходит конец. Людям же главное – зарплаты и социальный пакет. Как только это пострадает, мы будем этим заниматься. Пока острых сигналов, противоречивых или скандальных моментов нет.
Конечно, рисовать все в темных тонах нельзя. Крупные компании федерального уровня, снабжающие взлетевший спрос на товары первой необходимости, пожалуй, должны будут премировать своих работников, столкнувшихся с повышенной нагрузкой - продавцов, водителей, сотрудников складской логистики.
- В условиях кризиса население стремится покупать в первую очередь продукты первой необходимости - наша отрасль здесь ключевая, - сказала зампред профсоюза работников агропромышленного комплекса Галина Юрова. - Поэтому отправить людей в вынужденные отпуска мы просто не можем. В связи с этим на некоторых предприятиях вводится бесконтактная передача смен – по телефону или другими средствами связи.
Оборонная промышленность пока не заметила особых последствий. Спасает госзаказ, отменять который никто не собирается. То же касается авиационной промышленности, заверил Алексей Тихомиров, председатель профсоюза трудящихся авиационной промышленности («Профавиа»). Удаленную работу на производстве, конечно, ввести нельзя, а вот масок и градусников на всех не хватает.
- Кого можно – отпускают на удаленный режим работы, но это единицы, - говорит профлидер. – Промышленность есть промышленность, дома ничего не сделаешь. На сегодня тех заделов, которые были созданы, достаточно. По большим предприятиям выпущены приказы по мерам предосторожности, по проверке людей. Выдали градусники. Где возможно – решают вопрос с масками, но с ними большие проблемы. Стоимость взлетела, приобрести сейчас невозможно. Градусниками тоже не могут обеспечить полностью, их просто нет в таком количестве в аптеках.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно