“Депутату по мандату жить положено ништяк!” - это в песенке. Да и в массовом сознании тоже. Депутата считают чиновником, дорвавшимся до власти и огромных денег...
Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 2019
Это заблуждение: депутатство не дает прямого дохода, оплачиваемая должность в заксобрании региона лишь у десятка людей. Можно бросить работу, удариться в политику, избраться и… стать одним из безработных депутатов городской думы. Потому что не в каждом регионе все депутатские места обеспечены зарплатой. Это во-первых. А во-вторых, переход в заксобрании на оплачиваемую работу - на госслужбу - означает отрыв от профсоюзной деятельности и запрет заниматься чем-либо другим за вознаграждение.
Я знаю, что в ряде южных (и не только) регионов депутатов воспринимают как небожителей, чья жизнь - катание сыра в масле. Доля правды в том есть. Меня не так давно спросил человек из Краснодара: “У тебя спецномера на машине были?” - “Нет”. - “А мигалка? Спецпропуск?” - “Ничего такого. Я ж не губернатором был!” - “Странно, - продолжал южанин, - у нас так просто к депутату не подступишься”. В северных и центральных регионах все проще, депутат - такой же человек, и возможности мандата еще надо суметь реализовать. С неба ничего не падает.
Еще один в нашей области пошел в главы поселка, до того зарабатывая на железной дороге 70 тысяч рублей. А на новой должности зарплата оказалась вдвое меньше. Когда его спросили, почему заранее не поинтересовался, он отвечал: “Я думал, это неэтично”. И вздыхал, ибо новая работа не приносила ему удовлетворения, а его жене - материального благополучия.
Мы подходим к моменту, когда интересы профсоюзного лидера и профсоюза могут разойтись, и возможное разногласие важно преодолеть. Это относится к вопросу, на какой основе работать в заксобрании - на освобожденной или нет. Получать зарплату из госбюджета или из профбюджета? “Молодой человек, ни в коем случае не упустите возможность перейти на госслужбу, она выпадает только раз в жизни!” - наставляла меня убеленная сединами председатель одного из профобъединений, сейчас уже не работающая. Заботилась она обо мне, но не о профдвижении.
Считаю, что депутат представляет в заксобрании интересы той структуры, где получает зарплату. Перешедший на госслужбу профлидер теряет связь с профсоюзами, даже если остается работать в них на общественных началах. Он получает зарплату из госбюджета и начинает отстаивать интересы государства (иногда превратно понимаемые). Они не всегда схожи с профсоюзными. У общественной организации немало претензий к государству, и иное было бы странным. А чьи интересы отстаивает профлидер-депутат из того же Краснодара, говорящая об обязательной “отработке” диплома о высшем образовании там, “куда направит страна”? Точно не об интересах общества. Она идентифицирует себя с государством. Это высказывание - яркий пример, как оплачиваемый из госбюджета профлидер готов в интересах государства ущемить интересы личности, которая для этого государства и так никогда особой роли не играла.
Задача профсоюзов - ни в коем случае не отпустить новоиспеченного депутата в свободное плавание. Он вряд ли из него вернется в профсоюзы.
Еще пример - на выборы в заксобрание одной из республик СЗФО в первой тройке “Единой России” шла председатель обкома (большая удача - без шуток!). По итогам выборов получила пост председателя профильного комитета и зарплату из госбюджета. О профсоюзах вспоминала, но своеобразно. Так, в какой-то сложный год в бюджете республики не хватало денег на детскую оздоровительную кампанию. Совет профобъединения обсуждал петицию к губернатору и депутатам о необходимости выделить на эти цели дополнительно 20 или 30 млн рублей. Слово держала депутат-профсоюзник: “Экономика республики в кризисе. Регион не может выделить достаточно денег. Профобъединение тоже должно помочь бюджету. У вас же (обратите внимание - “у вас”, а не “у нас”!) смета утверждается на 16 миллионов! Запланируйте тоже хоть миллион-два на детскую оздоровительную кампанию!”
Вот вам и лоббист наших интересов! Расставшись с зарплатой от профсоюзов, человек перешел в лагерь власти и перестал быть представителем профсоюзов в заксобрании, а взял на себя функцию представителя заксобрания и администрации региона в нашей организации. А причина - оборвалась связь с профсоюзами. Таких ошибок надо избегать и максимально привязывать депутата к профсоюзному движению. И это уже задача для всей нашей большой организации.
У меня не было мыслей расстаться с профдвижением, и я работал в своем первом созыве на общественных началах, попутно решая и политические, и профсоюзные задачи. С иллюзиями о баснословных барышах, сваливающихся на головы облеченных народным доверием, я расстался быстро и все пять лет первого депутатского срока серьезно занимался карьерой в профсоюзе. И погрузился в эту борьбу настолько, что до расставания с заветным депутатским местом остался лишь шаг…
Настроиться на вторые выборы оказалось не так-то просто. Я увяз в профсоюзных делах, которые хотя и пересекались с депутатскими, но мало сталкивались с делами Кукуева. Меня все больше и больше грызло сомнение: надо ли идти за вторым мандатом? Ведь пост, который я занимаю, сам по себе требует максимального внимания. Усидеть на двух стульях непросто. Может, следует по-хорошему заняться одним, а именно профсоюзным делом? К тому же достаточно большим. Мое самомнение от этого пострадать не должно, я ведь доказал, что подобное мне по плечу.
Я замечал за собой, что как будто уговариваю кого-то (или себя), упоминая в разговорах, что потеря мандата - не трагедия. Главное - завоеванные профсоюзные позиции. Они гораздо важнее. Сам того не осознавая, я готовил пути к отступлению. А надо было сжигать мосты. Окончательное решение баллотироваться я принял, как говорят спортсмены, “на флажке”. Неделей-другой позже - и кампанию можно было бы не начинать. Я понял в один прекрасный момент, как много потеряет профсоюзное движение моего региона, лишившись ударной силы в виде депутатского мандата, который придает куда больше веса каждому сказанному профсоюзами слову. И как много потеряю я сам, сделав большой шаг назад, сняв с пиджака депутатский значок. Это двойное озарение пришло вовремя, поскольку наибольший эффект дают усилия, приложенные для достижения блага общего и личного одновременно.
Готовьтесь к подобным вопросам. Терзания и сомнения - вечные спутники думающих лидеров. Преодоление их - тоже наука.
В предыдущих публикациях уже говорилось о важности социологических исследований. Но если в первый раз кандидат идет с мизерным грузом ответственности за прошлые дела (если он, конечно, не повинен в банкротстве градообразующего предприятия или еще в чем-то катастрофическом), то во вторую кампанию ситуация складывается иначе. Как бы вы ни работали на депутатском поприще - хорошо или плохо - без профессионального исследования не обойтись. Делать выводы о своем рейтинге, полагаясь на собственные ощущения, - крайне опасная штука! Необъективность гарантирована. Узость взгляда и завышенное самомнение обеспечат ошибочность такого суждения. Найдутся и “советчики”, введут в заблуждение.
Но подстерегает еще одна опасность. Избравшись раз, легко впасть в “барство” и почувствовать себя несменяемым и лучшим депутатом на свете. Людей, впавших в подобное состояние, ждет горькое поражение, а потом и озлобление на весь мир, и многие другие трудности, нуждающиеся во внимании психиатра. Так глава одного из муниципальных районов нашего региона, не проводя никаких исследований и твердо веря в победу, оглушительно проиграл выборы своему же техническому оппоненту. “Конкурент” испугался итогов больше, чем глава. Но разрыв был настолько велик, что никакие пересчеты не помогли бы. Человеку, и не думавшему о власти, пришлось “венчаться на царство”, а действующему главе уйти на пенсию. Дело в том, что у него был настолько высокий антирейтинг, что он уступил бы в этих выборах любому. Но он об этом не знал, да и не хотел знать.
Это еще раз доказывает жизненную необходимость профессионального социологического исследования. Надо знать истинную ситуацию, а не видеть оторванные от действительности идеальные картинки, нарисованные чьим-то, пусть даже и вашим, воображением.
Но не обращайтесь к первым попавшимся социологам, да еще если они гарантируют прекрасный результат за малые деньги. Многие “социологи”, особенно в регионах, халявно относятся к исследованиям и надувают заказчиков. Они могут выдать “прекрасный”, но ложный итог. Он будет “прекрасен” тем, что покажет ваш высокий рейтинг и надолго поднимет вам настроение. Он вас успокоит и максимально осложнит вашу жизнь. Введение в заблуждение - худшая медвежья услуга от таких “исследователей”. Но найти хороших социологов в своем регионе можно. Ориентируйтесь на их репутацию. Если вы уже избраны депутатом, то коллеги подскажут нужную контору.
Однако и тут не кидайтесь слепо в их объятья. Во-первых, детально изучите, какая будет использована методика опроса: телефонный разговор, личная беседа и т.д. Какие вопросы будут заданы респондентам. Какова будет выборка по возрастам, социальным группам. Каково соотношение опрашиваемых в городе и сельской местности и т.д. И во-вторых, хорошее исследование не может быть дешевым. Качественный сбор данных и их обработка - дорогое удовольствие. Озаботьтесь поиском средств на него заблаговременно.
Я провел исследование за 10 месяцев до выборов. Результаты были не ахти. Узнаваемость - около 50%. Удовлетворенность итогами моей работы - 15%. Готовность голосовать за местных деятелей выше, чем за меня. Правда, исследование показало, что и усталости от меня нет, а антирейтинг совсем низок. То есть ситуация была небезнадежная, а очень даже поправимая. И главное - было время для работы. Но стало ясным, что профсоюзные дела придется опять отодвинуть на второй план: спустя рукава победить не получится.
Продолжение следует