Для внутреннего органайзинга правовые условия лучше, чем для внешнего. Но начинать внутреннюю органайзинговую кампанию имеет смысл не на любом предприятии. Кроме того, для ее успеха важна поддержка первички и со стороны территориальной профорганизации, и со стороны отраслевого профсоюза.
Продолжение. Начало в № 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 2018; 14, 19, 27, 2019
Блестящий пример умелого использования сильных сторон крупных первичных организаций для внутреннего органайзинга показал профсоюз работников лесных отраслей РФ. Когда период внешнего органайзинга на предприятии “Икеа Индастри Тихвин” закончился, созданная первичка уже была способна самостоятельно развиваться. Чтобы продемонстрировать поддержку со стороны профсоюза, провели органайзинговый блиц. В течение недели органайзерский десант одной из крупнейших первичек профсоюза - ЦБК “Монди” - активно работал внутри и снаружи предприятия в Тихвине. Менеджмент и трудовой коллектив видели, что такое уже состоявшийся коллектив и в какую сторону надо развиваться, чтобы была сильная профсоюзная организация и отличный колдоговор.
Это живой пример перехода от внешнего органайзинга во внутренний. Плюс отличный пример, как использовать потенциал внутренних органайзеров одной первички для солидарной поддержки новой, развивающейся организации.
Как правило, если первичка действует в ТНК - для внутренней органайзинговой кампании будет зеленый свет. Исключение - южнокорейские предприятия автопрома, но условия труда и профсоюзной борьбы в ТНК в Корее - разговор отдельный.
Если в вашем предприятии есть доля иностранной корпорации - шансы на успех внутренней органайзинговой кампании значительны. И если вы трудитесь на предприятии - официальном поставщике крупной корпорации (у того же “Форда” или “Фольксвагена” десятки фирм - поставщиков комплектующих: кресел, жгутов и проч.) - шансы на успех внутренней органайзинговой кампании тоже довольно высоки.
Как правило, численность работающих в компаниях-поставщиках значительно меньше, чем в самой ТНК: в среднем 200 - 300 человек (против 1000 - 1200). В целом в этих фирмах численность персонала ниже необходимой, зато… ТНК нередко обязуется распространять условия труда на поставщиков. Это означает поддержку профсоюза головного предприятия и поддержку профсоюзных объединений этой ТНК по всему миру. А также меньшую вероятность возникновения трудового конфликта, который может сказаться на поставке комплектующих.
Если ваше предприятие никак не связано с иностранными партнерами, то шансы на успех внутренней органайзинговой кампании возрастают при наличии высокой рентабельности предприятия, его транспортной доступности и лояльности менеджмента к профсоюзам. Отсутствие текучести кадров, стремление держаться за работу как перспективную, слаженный коллектив - все это делает успешными отдельные профсоюзные акции.
Спросите: почему? Вроде жалко рисковать хорошей работой? Но логика здесь иная: если работа хорошая - можно попытаться сделать ее еще лучше. И это стоит риска. А если место бесперспективное - то зачем и пытаться? Разве что появится случай громко хлопнуть дверью перед уходом. Так, сплоченные коллективы скорой помощи в медицинском секторе могут многое. Как и станочники, работающие на станках с ЧПУ. На моей памяти две смены “чэпэушников” из четырех человек остановили работу предприятия численностью 300 человек. Они отвечали за критически важную работу - изготавливали детали для всего завода. Вот и результат.
Есть и целые отрасли, сверхперспективные для органайзинга. Это прежде всего новые отрасли, такие как фармацевтика. Новые предприятия - новые возможности для профсоюзов. Разумеется, есть еще множество предприятий, где профсоюзы не уронили знамени борьбы. И тут достаточно только внести некоторые освежающие детали в хорошо налаженную практику.
Но давать рекомендации по ведению внутреннего органайзинга на российских предприятиях я могу только с осторожностью. Мой опыт общения с отечественными производителями не всегда был гладким. Было и такое, что на проходной чайной фабрики охранники сломали мне ребро - за общение с работниками. Так что тут нужно семь раз отмерить… А если вы - шахтеры из ГМПР, или докеры, или авиадиспетчеры, то это мне надо учиться у вас!
Подытоживая, скажу: реально оценивайте условия вашего предприятия. 90% успеха - это выбор места, а у вас этого выбора нет. Значит, нужно точно выбирать соразмерные цели.
Если ваше предприятие связано с ТНК (доля в собственности предприятия или производственно-логистическая связь), то у вас неплохие шансы наладить взаимодействие с глобальными профсоюзами. А давление глобального профсоюза на работодателя через профсоюзы транснациональных отделений - немалая сила. Да и информационную, учебную и, наконец, моральную поддержку еще никто не отменял. А главное, профсоюзы в ТНК учат бороться, как борются и они сами - активно и результативно. Ведь у них борьба длится уже много поколений. Мы же только начинаем накапливать опыт.
В любом случае вам нужна поддержка от территориальной организации и отраслевого профсоюза. Один в поле не воин. И, конечно, поддержка братских первичек как своей отрасли, так и соседей. Так как основные ресурсы, прежде всего финансовые, сконцентрированы именно в первичках.
Обязательно заранее договоритесь с дружественными общественными организациями и общественными деятелями. Например, для учителей важна поддержка от родителей учеников.
Помните, что завещал один из отцов-основателей Первой французской республики Дантон: “…дерзать, и еще раз дерзать, дерзать всегда!”
Как раз в правовой сфере отчетливо видно противопоставление внешнего и внутреннего органайзинга.
Внутренний органайзинг опирается на гарантии и компенсации, предусмотренные для первичек, на процедуры коллективных переговоров, заключения колдоговоров и соглашений. И, конечно, на процедуры ведения и разрешения коллективных трудовых споров. А там недалеко и до главного инструмента защиты прав и интересов трудящихся - забастовки. Эти процедуры довольно хорошо регламентированы. Работники, работодатель, суды, общественность - все более-менее представляют себе, что такое “профком”, “колдоговор”, “забастовка”, “путевка” (не удержался!). Я говорю “более-менее”, потому что и тут хватает пробелов и стереотипов. Но все-таки профсоюзам в России больше ста лет, и худо-бедно картина видна. И там, где профсоюзы работают, у работников есть опыт личного участия, они знают больше деталей процессов. Там же, где в памяти остались КЗоТ и ВЦСПС, дела похуже.
Правовых условий для ведения внутренней органайзинговой кампании предостаточно. Хотелось бы больше, но правовой минимум есть, и на том спасибо.
Другое дело - внешний органайзинг. Правовое регулирование выхода на проходную, бесед с работниками, прохода на предприятие - только косвенное. Сам процесс внешней органайзинговой кампании практически не регламентирован и устанавливается уже в ходе мероприятий. Все это еще не закреплено - ни в практике, ни в правовом поле, ни тем более в массовом сознании. Потому и охранники могут считать, что автобусная остановка перед проходной - это часть предприятия, а милиция - что каждый митинг - несанкционированный. Помню, как меня забирали в местное отделение полиции и грозили судом за то, что я беседовал с двумя работниками на проходной предприятия. Да и сами рабочие с большим поначалу недоверием относятся к беседам по методу четырех вопросов. В глазах так и читается: что же ты мне впариваешь?!
Если на предприятии любой работник - член профсоюза беседует с другим работником, у того не возникает вопроса “а какой твой интерес?”. Тем более если беседу ведет член профкома или цехкома. Все знают и как вступить в профсоюз на предприятии, и что делает первичка (хотя бы приблизительно). Во внешнем же органайзинге мотивация человека со стороны сплошь и рядом кажется сомнительной, если не сказать больше. Разумеется, про доллары из Госдепа спрашивают единицы, но, как говорится в анекдоте, “осадочек-то остался”.
А кто такой органайзер у проходной, каков его статус? Уполномоченный? Член профсоюза из другой первички? А чего ты тогда у чужого предприятия околачиваешься? Назовешься не “органайзером”, а “организатором” - и получишь предложение организовывать что угодно, хоть турнир по шашкам, хоть турслет.
Правом прохода на предприятия однозначно - и то с большими процедурными барьерами - обладают представители правовой и технических инспекций территориальных и отраслевых профсоюзов. Но это узконаправленные специалисты. В остальных случаях или мурыжат с согласованием прохода, или приходится беседовать на той же проходной, объясняя, кто ты такой.
В американском фильме “Норма Рэй” органайзер, чтобы проверить состояние информационных досок, проходит на предприятие по решению суда штата, разрешающему органайзерам посещать предприятия на определенных условиях. В США тоже нет общего закона, но за десятилетия работы органайзеров накопился опыт разрешения этих противоречий, в том числе через судебную практику.
Точно так же противопоставляется и занятость органайзеров. Член профкома, активно занимающийся внутренним органайзингом, может быть освобожден от работы с сохранением рабочего места или на определенные часы с сохранением заработка. На органайзеров - работников предприятия распространяются действующие там гарантии и компенсации плюс колдоговор. И это могут быть такие весьма крутые штуки, как полис ДМС. Внешний же органайзер - работник профсоюза, с гораздо более скромным социальным пакетом и в большинстве случаев с непостоянной занятостью. ЕКТС пока еще не содержит должности “органайзер” со всеми вытекающими последствиями.
Продолжение следует