Получалось это как-то с очень большим трудом - и не только у меня, в силу моей неопытности и малообразованности, но и у моих российских коллег, имеющих серьезный опыт и представляющих весьма известные федеральные ведомства и организации. Сразу хочу отметить, что уровень докладчиков был достаточно высок для того, чтобы заподозрить их в банальном желании произвести дешевый эффект на российскую сторону. Это - руководитель норвежского Агентства по надзору (Ptil – своего рода аналог нашего Ростехнадзора), старший вице-президент Statoil (в компетенции которого находятся вопросы безопасности и охраны труда), директор Ассоциации работодателей нефтегазового сектора Норвегии (NOROG), директор Ассоциации по борьбе с разливами нефти и ряд других весьма именитых фигур, представляющих разные стороны социального партнерства Норвегии на разных уровнях. Так подробно об этом рассказываю исключительно для того, чтобы снять подозрения в том, что не совсем правильно понял ключевые моменты, на которых основана норвежская система охраны труда.
Итак, начну с корпоративных стандартов (на примере Statoil, хотя они характерны и для остальных компаний, работающих в Норвегии).
Не может быть такой важной работы, чтобы ты пренебрег своей безопасностью!!!!
Меня, воспитанного в традициях Павки Корчагина, немного покоробил этот главный тезис ведущей норвежской компании, который был везде, где только можно было его разместить. А как же героизм при авариях или при необходимости совершения трудового подвига?
Если ты видишь, что течет кран — не проходи мимо. Сообщи об этой проблеме и никогда не пытайся его закрыть самостоятельно!!!!!
Это явный перебор, особенно в концовке этого тезиса. Кстати, мое возмущение разделила и большая часть нашей делегации. Мне кажется, что непреодолимое желание закрыть капающий кран у меня где-то на уровне безусловных рефлексов и его можно вырвать только вместе со спинным мозгом...
Следующий тезис можно обозначить как «Помни, тебя ждут дома». Суть его заключается в том, что какой бы замечательной не была компания, в которой ты работаешь, как бы ты не был ей благодарен и хотел отдать ей всего себя — помни, что самое дорогое тебя ждет дома. Поэтому если ты закончил работу, немедленно домой и занимайся семьей.
Все вышеперечисленное — это КОРПОРАТИВНЫЕ СТАНДАРТЫ, то есть то, что компания-работодатель считает обязательным для своих сотрудников.
Но, бог с ними, с корпоративными стандартами — для нас ближе федеральные правовые нормы, которые распространяются на всех. Приведу несколько норм из норвежского Закона о труде.
В каждой организации, численностью более 10 человек, работодатель обязан иметь штатную единицу под условным названием «общественный инспектор» - его еще называют «зеленая каска» по соответствующему цвету каски, которую носят общественные инспектора на промышленных объектах. Общественный инспектор занимается исключительно вопросами безопасности труда, выбирается коллективом (как правило, из профсоюзной среды), его зарплата и обязательное обучение идет за счет средств работодателя. Интересный факт — это единственное лицо на производстве, которое может самостоятельно принять решение об остановке производства. Причем оно не несет никакой финансовой ответственности в случае, если ошиблось в серьезности оценки риска. И сделано это было для того, чтобы избежать потери времени в цепочке согласований в случае возникновения риска аварии. На наши вопросы о том, кто может контролировать обоснованность требований общественного инспектора и есть ли какие то критерии, норвежцы пожимали плечами и отвечали — критериев нет, его же выбрал сам коллектив.
Следующее положение, закрепленное в законе гласит, что каждый руководитель обязан пройти обязательный 40-часовой курс обучения по охране труда (наверное поэтому обучение по различным курсам — это очень серьезная статья дохода для многих общественных организаций, включая профсоюзы). Туда входят и основы взаимодействия с профсоюзными организациями — что, как и когда можно и нельзя. Очень полезная практика, которая заставляет любого руководителя знать что такое безопасность труда, как она обеспечивается и какова роль профсоюза в этой сфере. Фантастика!!! Как бы нам всем принятие такой федеральной нормы облегчило жизнь. И хотя представить себе Президента России, проходящего ежегодно 40-часовой курс обучения по охране труда мне пока очень сложно, представить в роли прилежного слушателя премьер-министра Норвегии как-то получилось сразу и легко...
В целом, норвежское трудовое законодательство особо не утруждает себя сложными методиками проверок и замеров. Они ставят только цель — работа должна быть безопасной. А вот как компания решает этот вопрос — это уже на усмотрение отраслевых и корпоративных стандартов. То есть, вместо традиционных для нас методик надзора, основанных на проверках и замерах, там используются методики аудита. Грубо говоря, компания разрабатывает (или использует уже разработанную какой либо уполномоченной ассоциацией) программу обеспечения безопасности по какому-либо виду работ (деятельности) на своем производстве, потом обращается в надзорный орган с просьбой провести ее аудит. И надзорный орган либо ее подтверждает, либо нет... Обратная связь осуществляется по общественным каналам (читайте, профсоюзным). Это, с одной стороны существенно расширяет вариативность решений для работодателей с учетом различных особенностей. С другой стороны, эта схема стимулирует развитие системы отраслевых соглашений. И без развитой системы отраслевых соглашений не может быть применима в целом — как раз то, чего у нас и нет.
Обсуждая в нашей группе увиденное и услышанное, пришли к грустному выводу. Без развитой системы отраслевых стандартов и соглашений, у нас эта схема не заработает. Вот и крутимся мы между двумя крайностями — есть замечательные стандарты во многих крупных российских компаниях, но вынуждены они тратить время и ресурсы на соблюдение некоторых норм, которые уже и не нужны им, но обязательны. И нормы эти не отменишь, так как для кого то — это единственное, что их хоть как то защищает. Грустно...
Из позитивного... По итогам поездки мы договорились с Минтрудом России (благо, что их представители были в составе нашей делегации) рассмотреть этот вопрос на нашей международной конференции по безопасному труду на шельфе 13 апреля в рамках «Всероссийской Недели охраны труда». Учитывая количество и статус уже подтвердивших своей участие спикеров ( а также, поддержку и понимание со стороны Минтруда, Минэнерго и Ростехнадзора, что с этим что-то надо делать) надеюсь, что сможем там принять какие то решения и сделать шаг в направлении к более современным и удобным для всех схемам обеспечения безопасного труда — особенно там, где замеры и периодический контроль работают очень слабо...
Может быть что-то из того, что норвежцу хорошо, и нам будет не смертельно...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно