Уже более полугода профсоюзы работают в обстановке разных медико-административных ограничений. Тут проявились нюансы. Меньше возможностей для проведения массовых и публичных акций. Специфические переговоры с работодателем по зарплатам и рабочим местам в условиях проблемной экономики. Фактическая передача большего объема полномочий административным, исполнительным органам власти (некоторых из них население, кстати, никак не избирало). На все эти темы нужно говорить отдельно. А пока что - еще один нюанс, который проявился в период ограничений.
Существенная часть выборных профсоюзных работников прекратила появляться на рабочих местах. Сразу скажу, полной статистики я не имею. Но, с одной стороны, стало труднее застать их непосредственно на работе. С другой - общаясь с руководителями нескольких региональных профобъединений, я услышал от них одно и то же. А именно - “наши самые опытные (читай - совсем взрослые, если говорить политкорректно) профсоюзные руководители, которые и раньше не очень часто бывали на рабочем месте, теперь вообще не появляются, ссылаясь на “самоограничения”. При этом нет признаков того, что они “в полях под снегом и дождем”, как писал Роберт Бернс по другому поводу, создают профсоюзные организации. Просто, по их мнению, стало можно “не ходить” - вот и не ходят.
Анекдот в том, что им - в отличие от обычных прогульщиков - ничего не грозит. На заводе или в учреждении - понятно: нет четыре часа без уважительных причин на рабочем месте - акт и прогул. Но у нас-то общественная организация, где “к людям мягче, а на вопросы смотреть ширше”. К тому же - кто является работодателем у, предположим, председателя обкома? И будет ли этот неявный работодатель отслеживать рабочие даже не часы, а дни? Ответ очевиден.
Одиннадцать лет назад (как быстро время летит!), в далеком 2009 году, я написал заметку “Царствуй, лежа на боку”. Цитата:
“Не раскрою секрета, сказав, что существенная часть руководителей отраслевых региональных комитетов профсоюзов ведет, как говорил один киноперсонаж, “иллюзорный образ жизни”. На рабочих местах такой руководитель появляется пару раз в неделю. Дозвониться - невозможно. Контрагентов в виде структур работодателей или государства - не имеет (или не стремится заиметь с ними какие-либо деловые отношения). При этом вот что поразительно: от таких неработающих людей больше всего крику на собраниях и больше всего требований по части льгот по оплате “коммуналки”. Кто в состоянии призвать такого руководителя - не к ответу, а - к делу? На сегодня - никто. Ни первички, которые не видят от него помощи и, как мне кажется, чуть ли не специально поддерживаются в раздробленном состоянии. Ни отраслевое начальство (во многих профсоюзах отсутствуют или не выполняются элементарные стандарты профсоюзной работы). Ни региональные профобъединения: сразу же начинается крик о “нарушении отраслевого принципа строения профсоюзов”.
Тогда было много шума и даже обвинений в преувеличениях. Потом шум затих. Мне кажется, что самое время его снова немного усилить. Потому что, прикрыв чело защитной маской, некоторые профсоюзные руководители слишком защищают себя, а не членов профсоюзов. Которые, кстати, в большинстве своем аккуратно ходят на работу, поскольку накоплений не имеют и не живут на собранные взносы (в отличие от “профсоюзных невидимок”).
Может быть, на уровне региона надо начать вести учет рабочего времени для таких руководителей. На неформальной, естественно, основе, не на уставной. Чтобы и отраслевой профсоюз был в курсе и не удивлялся: почему это у нас падение численности при таком опытном председателе обкома? Кстати, принимаем такую информацию и в газете “Солидарность”.
Шерлок Холмс из современного сериала использовал термин “чертоги разума”. Это когда он погружался в медитативные размышления и, внешне не проявляя существенных признаков жизни, искал в уме зацепки для разоблачения всяческих злодеев. У меня такое впечатление, что некоторые коллеги в связи с ковидом так глубоко погрузились в свой богатый внутренний мир, в свои “чертоги разума”, что потеряли связь с трудовой реальностью. А она, между прочим, сейчас все интереснее и сложнее.
Давайте возвращайтесь! КОВИД все не спишет!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Если профсоюзы хотят быть эффективными в части защиты трудовых прав и интересов, то и критерии должны учитывать именно случаи успешной защиты прав и интересов.
Конечно, сейчас каждый профсоюзный босс, будет утверждать, что он хорошо работает, вот только люди сейчас голосуют рублем (взносами), отказываясь платить их выходя из профсоюза.
А для всего этого нужна железная воля сверху, реструктуризация профсоюзов, жесткий контроль. Пока этого не будет, ФНПР будет представлять из себя тех рака, лебедя и щуку из известной басни.
Во многом следует с ним с согласиться. Но есть ряд нюансов.
Во-первых, надо бы учесть, что как раз самые взрослые лидеры обкомов реально болеют. Без всяких шуток. И восстанавливаться после ковида совсем не просто. Заражать коллег они не хотят и правильно делают. Поэтому при первых признаках ОРВИ уходят на удалёнку. Благо сейчас есть технические возможности многое делать удалённо.
Во-вторых, многие областные организации располагаются на территории работодателя и, хотят они того или нет, подчиняются тому пропускному режиму, который устанавливает собственник здания. Даже если этот режим не способствует полноценному ведению профсоюзной работы.
Во-третьих, вести учёт рабочего времени на уровне регионального объединения - затея довольно сомнительная. Дело даже не в том, что объективной информации могут не дать. А в том, что даже намёк на попытку такого контроля вызовет крайне негативную реакцию со стороны обкомов, которые не считают ТООП начальством для себя. Они убеждены, что ТООП - это они и есть(коллегиальный орган состоит из них самих, они сами принимают ключевые решения и "самоуправство" председателя или того хуже, кого-то из аппарата - это просто наглый демарш, явное неуважение, за которое крупные членские организации имеют возможность и вполне реально наказать ТООП: например, задержать перечисление взносов на пару месяцев по уважительным причинам, которые всегда найдутся). Учитывая, что отношения ТООП-обкомы в целом никогда и не отличались особой гармоничностью, такие запросы усилят внутренние противоречия и в конечном счёте негативно скажутся на профсоюзной работе в целом. Как любит говорить наш национальный лидер: это как поросёнка стричь - визгу много, а шерсти мало.
Мне кажется, что поинтересоваться графиком работы областных организаций в условиях ограничительных мер, запросить отчёт о проделанной в период пандемии работе имеет право ЦК отраслевых профсоюзов. Только вот захотят ли? Может, ФНПР стимулировать ЦК, чтобы те стимулировали обкомы?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно