Top.Mail.Ru
Александр Шершуков
5

По следам юбилея

Александр Шершуков
Главный редактор

Уже несколько лет на федеральном уровне в профсоюзах идет юбилейное время. В том смысле, что отмечалась круглая дата - создание ФНПР, годовщина бурных событий в профсоюзах (и в стране, конечно) 1991 года. А теперь на январь пришелся юбилей создания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Соответственно - празднуем его.

Откровенно говоря, в среде относительного молодого профсоюзного поколения (сказал автор, кряхтя) иногда приходится слышать разные языкастые выпады в адрес социального партнерства и его инструментов, включая РТК. Типа “оно нас ограничивает”, “слишком близко дружим”, “не можем выступить резко против других социальных партнеров” и т.д. По-моему, такой взгляд, скажу аккуратно, немного поверхностен.

Дело вот в чем. За все 30 лет если и были стороны, которые пытались ограничить или вообще свести к нулю соцпартнерство и РТК, то ими в 90-е годы были сторона власти и сторона бизнеса. Именно они часто игнорировали заседания РТК либо пытались спустить все решения “на тормозах”. Почему? Потому что они знают, как работает в России любая система государственной власти: это смешение (в разное время - и в советское тоже - в разных пропорциях) бюрократии, закона и волюнтаризма. И если волюнтаризм проявляется в форс-мажорных ситуациях, то бюрократия и закон были всегда. “Написано пером…”, как говорится.

Если в свое время В.И. Ленин говорил о захвате телеграфа и телефона как средств коммуникации, то в ситуации, когда “рулят” закон и бюрократия, вопрос заключается в том, чтобы использовать инструменты, которыми можно работать с ними, с бюрократией и законом. Вот соцпартнерство и РТК и есть такие инструменты, которыми профсоюзы с ними работают. Причем работают успешно: можно назвать сотни антитрудовых инициатив, которые были ликвидированы с помощью этих инструментов.

Собственно, когда мы слышим о скандале в РТК, возникшем по причине того, что правительство не передало на рассмотрение законопроект (а должно было), - это как раз демонстрация факта эффективности РТК как инструмента и “предохранителя”. Как в шахте преступный работодатель пытается отключить газоанализаторы, так и здесь - пытаются антисоциальные проекты пустить в обход РТК. Иногда получается. Но нечасто. А в некоторых регионах и сейчас местные власти боятся регулярных заседаний своих трехсторонних комиссий, не проводят их именно потому, что понимают: в профсоюзных руках это может быть эффективным инструментом, ограничивающим произвол.

И еще важный момент. Нет никакой связи между концепцией социального партнерства и коллективными действиями профсоюзов. Все 90-е годы и половина двухтысячных прошли под знаком коллективных действий, организованных ФНПР. Все эти годы норма о том, что Россия - социальное государство, присутствовала в Конституции. И никакого противоречия нет. Социальное партнерство, трудовое законодательство, права профсоюзов - это очень широкое поле, включающее не только переговоры, но и коллективных действия. С двумя нюансами.

Первый - это ограничения по закону. Например, запретительная норма в ТК относительно проведения забастовок. Против нее профсоюзы выступают, и ее нужно менять.

Второй - возможности профсоюзов и готовность работников. Например, сейчас любые коллективные действия ограничены ситуацией пандемии. Мы даже Первомай последние пару лет вынуждены были проводить “электронный”. Но при этом никакое социальное партнерство или трудовые нормы не ограничивают возможный протест людей, если их права действительно нарушены, если люди  это понимают и готовы протестовать. А они сейчас готовы?

В Казахстане, где власть, на мой взгляд, имитировала переговорный процесс, а также занималась огосударствлением профсоюзов, нарушения, понимание и готовность привели, по сути, к бунту. Уж не знаю, насколько “бессмысленному”, но точно “беспощадному”.

В России сейчас, слава богу, такого нет. В том числе потому, что “края в стакане” позволяет удерживать РТК. Это не значит, что трудовые права и права профсоюзов в России вообще не нарушаются. Профактивистов увольняют с работы, не допускают на рабочее место. Ограничивают работу профсоюзных контролеров - юристов, инспекторов. Кто это делает? Работодатели. Они же часто зажиливают индексацию и рост зарплаты. Но делают они все это, не соблюдая, а нарушая букву или дух закона. И бороться с этими нарушениями профсоюзам можно и нужно, используя все инструменты. В ситуации, когда многое запрещено, глупо отказываться от того, что разрешено и успешно работает. Поэтому - с юбилеем РТК нас всех!

5
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Махнев Михаил
04:31 от 03.02.2022
Нет никакой связи между концепцией социального партнерства и коллективными действиями профсоюзов.


Скорее нет противоречий, о чём уже написано чуть ниже... Но я не об этом. Это всё теоретически...
А на практике я нередко слышу от представителей профсоюзов бюджетных отраслей фразу, которую они говорят вполне убеждённо и публично своим социальным партнёрам: "Председатель профкома - ваш первый помощник!"
На практике очень сложно председателю профкома в любой отрасли принимать какие-то решения, которые идут вразрез с решением работодателя, при официальном курсе на социальное партнёрство. Ему сами работодатели и власть говорят: ты почему против генеральной линии идёшь, ваша ФНПР за социальное партнёрство, а ты чего бузишь, отморозок что ли или экстремист?
Под словом партнёрство "партнёры" понимают мирное и беззубое существование, и на таких условиях готовы "терпеть" профсоюз. А стоит показать зубы (если они остались, конечногрустный ), тут же начинается необъявленная война: просят предъявить заявления от членов профсоюза (и организация тут же официально теряет в численности и взносах), просят освободить удобное помещение и взамен выдают удалённое от людей помещение и т.п. Попробуй только перестать быть ручным "партнёром"...

С другой стороны, несмотря на то, что в Москве даже отдельные историки по образованию предпочитают думать, что профсоюзная пирамида начинается с вершины, без основания - собственно, членов профсоюза - профсоюз точно долго не протянет. А для членов профсоюзов публичная демонстрация социального партнёрства - "ручканье" и улыбки директора и профсоюзного лидера (в сознании простых людей партнёрство=дружбе) - это не повод платить профсоюзные взносы, а зачастую, наоборот, повод выйти из рядов профсоюза.
Ошибочные рассуждения о том, что профсоюзам просто платит зарплату директор, чтобы народ не бузил, я также неоднократно от рядовых работников, уже вышедших из профсоюза. Это было ещё до повышения пенсионного возраста. А сейчас, предполагаю, меньше таких людей точно не стало.

В этой связи со скепсисом отношусь к тезису о том, что люди просто не знают о том, что делает профсоюз, а вот если бы знали, то о-го-го как выросло бы наше членство!! В 21 веке, когда у каждого второго, если не у каждого первого телефон с выход в интернет они не знают? Или НЕ ХОТЯТ знать?
Это же вопрос доверия и вкуса: кто-то смотрит Первый канал и даже обсуждает с коллегами бесконечные агитационно-политические шоу, а кто-то сразу переключает на другие каналы. Если работник убеждён в том, что профсоюзы, власть и бизнес - это все одно и то же, что им всем только бы простого человека обобрать, станет ли он искать информацию о работе профсоюза в сети? Вопрос риторический.
И когда проводят соцопрос, он честно отвечает, что ничего не знает о профсоюзе. Не будет же он дописывать, что и не хочет ничего о нем знать.

А вот формированию у такого человека стереотипа, что все они там начальники и одним миром мазаны, как раз способствует нынешнее состояние социального партнёрства.
Александр Пешехонов
00:02 от 04.02.2022
Люди не хотят знать о работе профсоюза отчасти, потому что стали слишком инертными в вопросах отстаивания своих трудовых интересов. Как по мне, это следствие конформистских тенденций нашего общества (здесь интернет/телевизор, изобилие недорогих развлечений, пропаганда и преобладание капиталистических идеалов). В связи с этим, считаю задачу первостепенной важности, вовлечение в активную профсоюзную работу непосредственно, как Вы говорите, "основание пирамиды", то есть рядовых членов профсоюза. Им нужно "почувствовать" профсоюз как что-то реальное, как социальную ячейку, как организацию из живых людей которые вот они, рядом и представляют некоторую силу, а не какое-то там абстрактное понятие или подарок на Новый год, или путёвка.

И первым шагом к этому может стать увеличение частоты профсоюзных собраний в коллективах, в идеале такие собрания должны превратиться в ежедневные профсоюзные пятиминутки. И вот здесь, на первый план выходят младшие руководители (профгрупорги, предцехкомы и т.д.). Поиску, подготовке и поддержке таких кадров, профсоюз и должен уделять особое внимание, именно их человеческие и лидерские качества, должны вовлекать людей в активные действия, разжигая в них страсть участия. А активное участие "основания пирамиды" должно осуществлять давление и на профсоюзную верхушку, и на работодателя для их более продуктивного социального партнёрства.

А пока пока преобладают разобщающие настроения типа "Моя хата с краю", "Мне все должны", "Нет смысла, они там всё равно все за одно" и т.п., так и будут пользоваться людьми как захотят, все кому только не лень. Схема старая, всем известная, но актуальности своей не теряющая до сих пор.
Голованихин Герман
13:15 от 13.02.2022
Александр, во-первых собрания можно провести только с согласия Работодателя, во-вторых о чем говорить на этих собраниях - отеории (чем должен заниматься) или практике (что реально делается)? Теорию знают все, а вот с практикой намного сложней. Грамотного, строптивого профсоюзного работника долго терпеть никто не будет, даже вышестоящее профсоюзное руководство. Ему конфликты не нужны. По этой причине мы и проводим профсоюзные акции за достойный труд формально ( круглые столы, встречи трёхсторонний комиссий и т.д.) и первомайские акции по согласованию с администрацией в их колоннах. Всё это не добавляет авторитета профсоюзному движению. У нас достойная зарплата, индексация, выполнение отраслевых соглашений - только на бумаге. Коллективные договора - перепечатка тезисов из ТК РФ. Надзорные органы закрывают на все глаза. Я согласен, что работники энертны, но чем их завести? Культурно- массовой работой? Чем сейчас похоже и занимаются вновь избранные руководители первичке, судя по их сайтам: дисконт, цирк, концерт, конкурс рисунков и т.д.!
Махнев Михаил
03:33 от 04.02.2022
Профгрупорги, председатели цеховых комитетов - действительно ключевое звено. Только его нужно обучать.
Вы абсолютно правы: пока человек лично не участвует в поиске и решении своих собственных проблем для него профсоюз остаётся чем-то внешним, не вполне понятным и потому не вполне нужным, как он думает.
Я бы добавил: им нужно на деле почувствовать, что они и есть профсоюз - люди, которые объединились для защиты своих прав. А "профсоюзная верхушка" - это люди, которым они доверили представлять их права на другом уровне, но не решать за них.
Евгений Ланбин
18:31 от 06.02.2022
Совершенно верно. Пока у человека не возникнет устойчиво желание оттаивать свои интересы - толку не будет. Где нормально налажена работа профсоюзов и где компании позиционируют себя , как социально ориентированные, создано достаточно инструментов для этого. Нужно только начать ими пользоваться.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика