Может сложиться впечатление, что проблем в профсоюзах больше, чем достижений. Это не так. И если приходится говорить о проблемах больше, чем о достижениях, то это скорее для внутреннего разговора. Чтобы понять, куда двигаться. Но ведь и внутренняя аудитория нуждается в положительных эмоциях. Поэтому - прибавим света в нетемном профсоюзном царстве!
Начнем с того, что у нас есть уникальная - не только для России, но и для мира - профсоюзная структура. “Решетка”, в которой реальные объединения практически во всех субъектах РФ - по диагонали, отраслевые организации в бюджетной сфере и в существенной части реальной экономики - по вертикали. Да, пока мы не зашли на площадки самозанятых и платформенных работников. Понятно почему - профструктура и работающие в ней люди в большей степени ориентируются на имеющийся опыт, а опыта работы с новыми формами - нет. Но здесь вот какой нюанс. Я убежден, что достаточно определить эту ситуацию как проблему, принять управленческие решения и выделить на пилотный проект относительно небольшие ресурсы. И тогда - учитывая масштаб структуры - добиться первых результатов можно будет в относительно недолгое время. Вопрос - в решениях и ресурсах.
У нас создана организационная и нормативная база для эффективной работы переговорных площадок с государством и частными работодателями. То, что называется системой социального партнерства. Да, эту систему пытаются расшатать либо снаружи - эпизодически, на разных уровнях, игнорируя позицию профсоюзов, либо изнутри - громкими заявлениями побуждая профсоюзы к выходу из этой системы (не понимая, что здесь работает принцип “вход рубль - выход два” и, уйдя, можно не вернуться: могут не пустить - поезд уйдет). Но все эти претензии показывают одно: если бы не было системы, отдельные наши социальные партнеры не пытались бы ее разрушить. Конечно, нужно работать над содержанием, но при этом не ломать “до основанья”, как бы ни раздражали мелкие поломки. Их нужно чинить в пути. Да, регулярно возникают проблемные ситуации. Но это нормально. Если у профсоюзов нет проблем - профсоюзы умерли.
Регулярно “заводя шарманку” о бюрократии, минусах кадровой политики и обучения, долгих структурных переменах, старении, перспективах молодежи, медленном внедрении цифровых инструментов или невыполнении решений по информработе, не надо забывать, что и в этом отношении профсоюзы меняются. Сравнивая ситуацию по всем перечисленным проблемам сейчас и десять лет назад, могу сказать: есть существенное продвижение. Медленнее, чем хотелось бы, но есть.
И главное, что нужно понять: в России нет и не будет других настолько же массовых профсоюзных структур, чем те, которые есть сейчас. Когда в 1993 году Б.Н. Ельцин чуть было не запретил ФНПР, могли быть иллюзии - “тогда бы распустили, и за последовавшие годы сделали бы что-то новое, более прогрессивное и эффективное”. Сейчас этих иллюзий нет: собрать разъединенную Федерацию заново в единую организацию федерального масштаба нам, скорее всего, просто не дали бы. Ну, возникло бы за эти годы несколько отдельных объединений - численно меньше, с меньшими ресурсами. Причем, возможно, конкурирующих друг с другом. И эта конкуренция бы искусственно поддерживалась, чтобы не дать договориться и действовать единым фронтом.
Приведу пример из истории развала СССР. Неужели советские граждане, поддержав перестройку и молча попустив распад страны, хотели развала государства? Нет. Они хотели примерно того же, но лучшего качества. Без тех явных дефектов, которые можно было преодолеть грамотными управленческими решениями.
Поэтому и сейчас не нужно рушить структуру непрерывными отсылками к имеющимся (действительно имеющимся!) проблемам, указывая на якобы единственный способ решения - всем разойтись по отраслевым или территориальным “хуторам”. Это - путь развала. Да, на нем возникает больше мест для начальников. Но статус этих начальников упадет на порядок. И возможностей для решения общих проблем станет резко меньше.
Повторю: все сказанное не означает отсутствия проблем. Но это здание нужно не перестраивать с нуля, а, как говорят автослесари, просто “подшаманить”. То есть произвести необходимый ремонт с наименьшим расходом времени и денег. Чем мы с вами на разных стропилах профсоюзной структуры и занимаемся. На мой взгляд, достаточно успешно. Находясь, кстати, не в самом благожелательном окружении. Это и есть сейчас повод для нашего исторического оптимизма.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Если света достаточно, то зачем его прибавлять? А если надо добавлять, значит царство всё-таки не светлое, а какое-то полутёмное.
Это и есть сейчас повод для нашего исторического оптимизма.
Можно ли рассуждать об историческом оптимизме в синхронии?
Если же смотреть диахронию, то по сравнению с численностью и возможностями профсоюзов в советское время современное состояние не вызывает такого уж определённого оптимизма.
Если брать короткий период 10-летки, то, конечно, есть изменения, но они есть как в лучшую сторону, так и в худшую. Плюсы названы. Из минусов: численность продолжает падать, повышен пенсионный возраст, система социального партнёрства работает избирательно, право на участие в выборах оказывается не столь очевидным как для граждан, так и для всероссийских политических партий, организация массовых мероприятий предельно затруднена, про забастовки вообще промолчу и про профсоюзную собственность тоже ничего писать не буду. А уж о спецоперации и перспективах мировой войны, которые обсуждают всё с большей конкретикой - вообще не стоит в контексте оптимизма.
Давайте вернёмся к вопросу исторического оптимизма ещё через 10 лет. Тогда будет точно понятно, было ли у нас основание сегодня глядеть в будущее с оптимизмом.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно