Во-первых, сказал министр своей коллегии, рост 3% в год - возможен. Во-вторых, добавил, при условии дополнительных инвестиций в сумме 5 трлн рублей в год. В-третьих, печатать деньги - не будем. Во как! Реально завораживает.
“Некоторые предлагают, чтобы ЦБ эти деньги напечатал, мы такие идеи не поддерживаем, потому что любому экономисту понятно, к каким негативным последствиям это приведет. У нас работа в этом направлении нацелена на то, чтобы на разных фазах инвестиционного процесса стараться риски для конечных инвесторов снижать”, - разъяснил политику роста министр.
Не поняли? Короче, дополнительных денег не будет, их министерство, отвечающее за государственный кошелек, перед своей коллегией не обещало. А будет активная работа, чтобы, значит, уменьшить риски инвесторов. Минэкономразвития будет с рисками бороться! Скажем, есть у инвестора риск - нет дороги от завода до станции железнодорожной. А без дороги как сырье доставишь, как товар повезешь? Самый что ни на есть риск. Вот с этим риском, без денег, и будет министерство бороться. И борьба, ясен пень, будет в его пользу. А будет ли дорога - не важно, главное - борьба.
Или электричество. Как не побороться с риском отсутствия мощностей? Бороться надо! Борьба объединяет, и занятие какое-никакое. В общем, вы поняли. Наша жизнь - борьба.
Тут хочется задать вопрос: а можно без борьбы помочь как-нибудь? Инвесторам, например, на инфраструктурные проекты денег выделить, в инновационных проектах ставку пониженную субсидировать? И - не мешать. Не предлагать поменять НДС на отчисления во внебюджетные фонды. Не бороться - помогать.
И начать с главного - с четкого осознания, где мы и какие мы. А уж здесь главное - не выдавать желаемое за действительное. Вот не далее как в начале года министр развития заявил, что наконец-то мы вышли из рецессии и уверенно растем. Естественно, все обрадовались. А как не обрадоваться, мы же нормальные, нам надоело падать в экономическом плане. Всем хочется хорошего, особенно в материальном плане. Но минул месяц, и специалисты ВЭБа поставили под сомнение этот оптимизм: ВВП в феврале 2017 года к ВВП за февраль прошлого года сократился на 1,5% - против роста на 0,8% в январе.
В целом за январь-февраль экономика РФ, по оценкам ВЭБа, снизилась на 0,4%. Правда, в марте, по данным того же ВЭБа, ВВП вырос на 0,3%. Однако при детальном рассмотрении причин роста в I квартале обращает на себя внимание факт, что промышленность и сельское хозяйство, которые в прошлом году задавали тон за счет экспорта, перестали быть драйверами.
Спасали, как всегда, наши природные богатства: благодаря высоким показателям добычи газа выросла добыча полезных ископаемых. И тут, считает ВЭБ, инвестиционная активность в начале года опять начала снижаться. Объемы строительства - после позитивной динамики во второй половине прошлого года - в I квартале года этого существенно сократились.
В чем же заключается причина роста? Да как всегда - в потребительском спросе. Сколько бы ни призывали расти за счет каких-то других факторов, но экономика растет за счет него. Вот в январе выплатили пенсионерам надбавку в 5000 рублей - и задышала экономика, плечики развернула. Но долго ли эти деньги потратить, и тогда что? Из-за туманности будущих доходов кредитная активность граждан остается на низком уровне. А в бюджетных планах индексация зарплат призрачная.
Но министр - оптимист: “В 2017 году мы ожидаем, что рост будет более широкий, затронет, в том числе, и потребительский сектор, ожидаем восстановления денежных доходов населения, будет складываться положительная тенденция. В целом по 2017 году мы ожидаем рост порядка 2%”. Это интересный жанр - ожидание.
А вот главный экономист ВЭБа и бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач не ожидает, а считает: “Мы считаем, что в промышленности в начале года в целом преобладали негативные тенденции после достаточно уверенного роста во второй половине прошлого года”.
По оценке ВЭБа, “падение ВВП было вызвано сокращением производства в обрабатывающих отраслях (-1,7%), строительстве (-0,6%), торговле (-0,3%), транспорте (-0,3%), а также уменьшением чистых налогов (-0,7%). Положительный вклад в динамику ВВП внесли добыча полезных ископаемых (1,6%), сельское хозяйство (2,0%), обеспечение электроэнергией и водоснабжение (3,4%)”.
Главный экономист Sberbank CIB Антон Струченевский тоже считает, что с экономическим ростом придется подождать - российская экономика находится в стагнации. “Мы связываем это с эффектом базы, - сказал он РИА “Новости”. - Если посмотреть на сезонно сглаженные показатели, то мы не увидим роста в четвертом квартале по сравнению с третьим. Начало этого года тоже не показало серьезного улучшения в экономической динамике, и стагнация продолжается. По данным ЦБ, в первом квартале есть некоторый подъем в инвестициях, но он связан с закупками импортного оборудования и не приведет к росту ВВП”.
Статистика пока благоприятной не выглядит, считает главный экономист “Альфа-банка” Наталья Орлова: “Потребление восстанавливается медленнее ожиданий, восстановления инвестиций у нас с большой долей вероятности тоже не происходит - продолжается сжатие корпоративного кредитного портфеля. Думаю, что по итогам первого квартала рост будет около 0,4%, небольшой плюс. А по итогам года - рост 0,8%”.
Вот как-то так: основные прогнозисты не разделяют оптимизма по поводу роста на 2% в 2017 году.
А что говорят независимые исследования насчет ожиданий? По мнению специалистов Центра развития Высшей школы экономики, “кризис в России завершился, но экономического оживления не случилось, страна на пороге новой стагнации”. Их расчеты показывают, что в среднем за последние три месяца более чем в половине из 82 исследуемых регионов экономическая активность продолжила сокращаться, и уже у шести субъектов РФ долги превышают объем их собственных доходов на десятки процентов.
По данным Счетной палаты за январь-февраль 2017-го, 33 региона нарастили долговые обязательства. Причем в четырех регионах существенно вырос объем именно коммерческих кредитов: в Мордовии и Калмыкии - в 1,2 раза, в Хакасии и Кировской области - в 1,1 раза. Коммерческие кредиты - в отличие от бюджетных - регионам возвращать куда как сложнее. По состоянию на 1 марта, госдолг регионов достиг 2,36 трлн рублей…
Вот и опять вернулись к извечному вопросу: где деньги на стулья взять? Экономика - она как тот разнорабочий сцены из “Двенадцати стульев” Ильфа и Петрова, который без денег вперед ни шагу не сделает.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно