Институт накопительной пенсии как одного из обязательных элементов пенсионного обеспечения был введен в 2001 году по совету Всемирного банка и МВФ. Идея была неплохой - дополнить государственное пенсионное обеспечение. Мол, это приведет к большей заинтересованности граждан показывать свои доходы и накапливать средства на будущую пенсию. (Ранее накопительная пенсия была добровольной и в основном развивалась в крупных компаниях за счет взносов работодателей.)
Но в 2013 году правительство решило заморозить перевод отчислений - 6% от фонда оплаты труда - на накопительную пенсию в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). И получилось прямо по Черномырдину: “хотели лучше, а получилось как всегда”.
Реформаторы не продумали, казалось бы, простые вопросы. Как сохранить собираемые средства, если уровень инфляции тогда был более 16%? Как обеспечить высокую доходность, если финансовый рынок в России нестабильный и не развит по отношению к зарубежным (с которых советчики и “рисовали” свои предложения)? Кто будет отвечать, если деньги участников НПФ вдруг окажутся в офшорные зонах?
И совсем не интересовались реформаторы статистикой зарплат. А ведь даже мало-мальски грамотному человеку, освоившему математику в объеме средней школы, понятно, что накопить с нуля можно только этот самый ноль, а с одного рубля - какие-то копейки. Для нашего же рынка труда характерно значительное количество работников, получающих столь низкие зарплаты, что накопить с них на безбедную пенсию - ну никак нельзя. А еще реформаторы, заботясь непонятно о ком или о чем, одновременно снизили отчисления и на страховые государственные пенсии...
В итоге к 2013 году пришли к тому, что и должно было случиться. Во-первых, не стало хватать средств для выплаты государственных страховых пенсий. А во-вторых, обнаружилось, что некоторые НПФ денежки в офшоры все-таки завели, а выводить, видимо, не собирались. К тому же если в 2004 году было 296 НПФ, то к 2012-му это число уменьшилось до 139, а сейчас их и вообще не более 50!
Спохватились поздновато. Ну и давай в угаре ошибки исправлять! И опять - как всегда.
Первым делом заморозили перевод взносов в НПФ, чтобы поддержать возможность выплаты текущих пенсий. Сумма немаленькая - 240 млрд рублей! Вроде все правильно и даже благородно. Но как-то ушла на второй план малюсенькая проблемочка - 2024 года. Дело в том, что в 2024 году НПФ должны начать массовые выплаты пенсионерам, с зарплат которых деньги в эти самые НПФ и переводились. Смех смехом, а сегодня более 30 млн человек имеют счета в НПФ, и - хоп! Оцените способность финансовых властей к предвидению: “Где деньги, Зин?”
Реку, в 2013 году питавшую НПФ взносами, перекрыли, а насосную станцию оставили, и что она высасывать должна - непонятно. Я так понимаю, что прогнозировать последствия своих действий на 11 лет (с 2013 по 2024), уж не говорю про 23 года (с 2001 по 2024), финансовые власти не могут в принципе.
К этому факту надо добавить, что о сохранности средств, доверенных НПФ, и об ответственности учредителей НПФ финансовые капитаны задумались тоже “своевременно” - более чем через 20 лет после создания института негосударственных пенсионных фондов! Это ж надо было додуматься - сформировать НПФ как некоммерческие организации! Это ж надо было - снять с их учредителей всякую финансовую ответственность!
Но лучше поздно, чем никогда. ЦБ и Минфин внесли изменения в законодательство. Теперь НПФ - акционерная компания, и учредители несут ответственность за ее действия. Но нести эту ответственность они начали когда? С 2015 года. А что до того накопилось, один ЦБ знает! Хотя знает он многое. Если за крупные НПФ ему переживать особо не надо, то за средние - даже очень придется. И особенно за те, которые связаны с определенными видами бизнеса и только его и финансируют…
Вот и стали Минфин с ЦБ лихорадочно соображать, как дырки, возникшие из-за “стратегической” деятельности властей, к 2024 году залатать, а заодно и дырки, возникшие по причине бесконтрольной деятельности ряда НПФ. Уж очень не хочется ЦБ в 2024 году покрывать убытки НПФ за счет Агентства страхования вкладов, которое, по новому закону, страхует взносы в НПФ в размере отчислений от зарплаты. Агентству этому сейчас и так нелегко приходится - сколько банков приказало долго жить!
Осознав необходимость спасать все эти НПФ, Минфин и ЦБ на скорую руку скроили идею индивидуального пенсионного капитала. Мол, покосившееся здание негосударственного пенсионного страхования за счет взносов из зарплат работников и поправим. Зарплат граждан ведь не жалко. Идея-то грандиозная - обеспечить счастливую пенсионную жизнь.
И пошла плясать губерния! То на одном форуме рекламируют ИПК, то на другом… То в одной газете статейку тиснут о заботливости, то в другой…
Только вот незадача: если раньше отчисления в НПФ формировались из страховых взносов (считай, налогов), то сейчас они из зарплат пойти должны. А народ-то наш - тертый. Он, народ этот, наверняка не поверит в очередные обещания светлого будущего и платить из кармана собственного не захочет. Зашли в тупик реформаторы: как против воли народной этот народ осчастливить? И ничего, кроме автоподписки, не придумали.
Апологетов этой конструкции нашлось немало. Раз народ глуп и своего будущего счастья не разумеет, следовательно, надо народу помочь. А так как он, народ, неразумен, то обяжем его образумиться через закон - лишим права выбора.
В концепции реформы негосударственного пенсионного страхования, отправленной в правительство, Минфин и ЦБ предложили внести изменения в Гражданский кодекс. Смысл которых прост: если граждане работники не отказались от отчислений в НПФ, то это значит, что они согласны отдавать в НПФ от 1 до 6% от своей зарплаты! Но поскольку это довольно революционное изменение, то на всякий случай еще и вариант с изменением Трудового кодекса запасли. Мол, добавим в трудовой договор обязательство работника отчислять в выбранный работодателем НПФ часть зарплаты…
Не важно, что Гражданский кодекс стоит на постулате: совершенная сделка признается легитимной, если есть свободное волеизъявление сторон.
Не важно, что граждане должны быть проинформированы обо всех сторонах сделки. Например, о предполагаемой доходности, да и, наконец, о месте, где искать свои кровные… Не важно, что условия трудового договора касаются только выполнения трудовых функций и оплаты труда. Бумага - она все стерпит! А вот стерпит ли народ - это реформаторов не интересует.
Но у нас, на земле русской, испокон веков повелось: если принуждают, то ничего хорошего не жди. Значит, будут прятать доходы от Минфина и ЦБ. Значит, жди увеличения неформальной занятости.
И совсем ненормальной выглядит ситуация, когда ради светлого будущего омрачаться будет настоящее. Сократятся и без того невысокие доходы работников.
Слава богу, правительство вернуло концепцию ИПК авторам. На третий заход. Может, с третьего раза у них что-то путное и стратегически не бессмысленное получится, а люди не у разбитого корыта останутся.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно