В новых майских указах в качестве основных приоритетов развития экономики России определены две позиции: рост благосостояния населения и темпы роста ВВП выше среднемировых.
Цели важнейшие, но возможность достижения целей всегда определяется правильным выбором методов.
Понятно, что для реализации инфраструктурных проектов бюджету необходимы средства, и средства немалые. Понятно, что для роста благосостояния требуется рост не только номинальных доходов, а прежде всего реальных. Понятно, что, в идеале, должны расти доходы бюджета и доходы граждан. Но вот выбранные методы достижения этого как-то вызывают сомнения в возможности достигнуть и того, и другого, не говоря уж о мёде.
Ну, теперь по порядку. Центральный банк РФ опубликовал аналитический доклад о влиянии повышения НДС на инфляцию.
Первое, что бросается в глаза, - эффект может быть значительным (более 1,5 процентных пункта; далее - п.п.), но в базовый прогноз ЦБ закладывает 1% дополнительного роста цен.
Центральный банк считает, что основное повышение цен после повышения НДС будет, скорее всего, происходить в первые месяцы 2019 года. В итоге в первом квартале можно оценить рост инфляции в пределах 4 - 5%.
Но, как ранее мы писали, исследования, проведенные ЦБ и рядом других аналитических центров, показывают, что уже сейчас началась подстройка ценовой политики производителей и торговых компаний.
По прогнозам Центробанка, дополнительный рост инфляции в IV квартале 2018 года оценивается в 0,1 - 0,2 п.п. Хотя ЦБ надеется, что квартальный темп роста потребительских цен существенно замедлится уже в II квартале 2019 года, а во второй его половине квартальные темпы инфляции будут вблизи 4%. Однако годовая инфляция будет снижаться в течение года более медленно, в том числе из-за эффекта низкой базы первой половины 2018 года. И только в 2020 году темпы роста инфляции вернутся к значениям 4% в год.
В этом обзоре Банка России есть интересный момент: регулятор считает, что дополнительные доходы бюджета в результате повышение НДС вряд ли сразу вернутся в экономику из-за повышения расходов бюджета.
То есть тот эффект (рост ВВП, зарплат и рабочих мест), который все ожидают от направления в экономику дополнительных ресурсов, мы вряд ли увидим в 2019 году.
В июле ЦБ провел опрос тысячи предприятий - розничной торговли, секторов производства непродовольственных товаров и услуг. И сообщает:
“Результаты опроса указывают на то, что краткосрочная реакция цен может быть существенной. Так, не планировали повышение цены в ответ на изменение НДС лишь четверть опрошенных предприятий, в то время как около 60% указали диапазон возможного повышения - от 1 до 5%. Стоит отметить, что разброс ответов респондентов оказался небольшим с точки зрения не только масштаба, но и периода планируемого повышения НДС. Большинство опрошенных предприятий (около 60%) запланировали повышение своих цен на I - II кварталы 2019 г., но 14% указали на возможность опережающей реакции на повышение НДС уже во второй половине 2018”.
В числе основных ограничений роста цен названы: ограничения спроса со стороны населения и организаций и растущая конкуренция.
Вместе с тем часть компаний планирует повышать цены больше чем на 5% (13% опрошенных).
А среднее повышение цен в ответ на повышение НДС с 18 до 20%, рассчитанное ЦБ на основе данных опроса, составит 2,5% для всех респондентов и 2,3% - для опрошенных предприятий торговли. То есть рост ставки НДС будет скомпенсирован более высокими ценами, а это удар по реальным доходам населения.
ЦБ, правда, надеется, что компании, имеющие льготы, увеличивать цифры на ценниках не будут, но, как говорится, свежо предание. Эти организации не в вакууме работают, и у них себестоимость тоже будет расти, поскольку сырье, энергия и материалы точно подорожают.
А это, сами понимаете, совсем не тот результат, который обозначался в президентском указе.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно