Недавний краткий визит Владимира Путина в Торжок привлек внимание всей страны к этому небольшому городу, находящемуся в 60 км от Твери. Я тоже решил освежить свои впечатления от Торжка.
Я бывал здесь летом, осенью, зимой. Теперь, стало быть, побывал и весной. Торжок на рубеже апреля - это полноводная и быстрая Тверца (это плюс) и вихри пыли, поднимающиеся по всему городу (это минус).
Чем известен Торжок? Прежде всего пожарскими котлетами, которые воспел Пушкин. Гостиница Пожарских, где они были изобретены, ныне стала музеем, и котлеты там подают только по субботам, поэтому Путину, проводившему там встречу с работниками культуры, котлеток не досталось. Зато в любой день недели их можно отведать в других местах города, от ресторана при трехзвездочном отеле до простой забегаловки на улице Луначарского.
Но, конечно, не котлетами едиными жив Торжок. Город с населением всего 40 тыс. человек не сидит без дела. Благодаря Путину страна узнала, что в Торжке есть лётный учебный центр. Мне в свое время годами верно служили ботинки местной обувной фабрики. Есть в городе деревообрабатывающее производство, недаром через центр то и дело проносятся тяжелые лесовозы - только успевай уступать им дорогу. И это лишь часть занятий горожан. То есть в городе вроде бы деньги должны быть. Но на его внешнем виде это мало сказывается.
Я бы подобрал Торжку такой девиз: “Скромное величие”. Скромное - потому город тихий, исторический центр небольшой, а протекающая по городу Тверца - река неширокая даже в дни половодья. А величие вы почувствуете, когда увидите город с высокого левого берега. Его купола, его шпили почему-то напоминают мне о Риме, о Константинополе. Как будто бы линза этого ландшафта все увеличивает, всему придает высокий смысл.
Но Торжок легендарен не только своими архитектурными сокровищами, но и их чудовищным состоянием, а также развалом городской среды в целом. Я знаю, что федеральная власть выделяет городу немалые деньги, но на что их хватает? Да, восстал из пепла Спасо-Преображенский собор, еще несколько храмов в лесах, идут работы. В Борисоглебском монастыре восстановлена колокольня, но собор, построенный по проекту Н.А. Львова, самого знаменитого архитектора этого края, все в том же плачевном состоянии.
Да, было отремонтировано несколько домов вдоль реки, выглядят они нарядно, но набережной как таковой в городе нет, а над тем, что есть, грустно возвышаются античные руины Воскресенского монастыря.
Да, в голубенькое здание гостиницы Пожарских не стыдно привезти президента страны, но неопрятная аллея ведет от нее к путевому дворцу Екатерины Великой, который находится просто в убитом состоянии, а по длинной лестнице, спускающейся от него к реке, страшно ходить, настолько разбиты ее каменные ступени.
Суть в том, что вы можете одну за другой точечно отреставрировать достопримечательности, внесенные в специальный список, но это будет напрасный труд, если придет в негодность город вокруг них. Нужно восстанавливать целостную городскую среду.
Для чего нужно? Не только для того, чтобы дети новоторов (так называются жители города) росли среди красоты и опрятности, но и для того, чтобы город мог получать больше доходов от туристов. Они и сейчас здесь бывают, несмотря ни на что. Какие-то вещи в городе делаются специально для туристов. Вот, например, магазин перчаток с ценами почти как в лондонском Harrods. Вот новоторжская пастила по 2500 рублей за коробочку. Конечно, когда туристов мало, с каждого хочется содрать от души.
В свое время упадок купеческого Торжка наступил, когда железная дорога прошла в стороне от него. Сегодня город, наоборот, должен быть готов к тому, что он станет доступнее для путешественников. Во-первых, после достройки тверского участка платной дороги М11 путь на автомобиле от МКАД до Торжка составит всего два часа. Во-вторых, недалеко от города со временем откроется станция высокоскоростной железной дороги (ВСМ), до которой можно будет от Москвы домчаться за час, а от Петербурга - за полтора часа.
Такая перспектива оправдывает куда более серьезные вложения в возрождение города. Торжок мог бы стать нашим Брюгге, жемчужиной из жемчужин. При этом опыт восстановления традиционной городской среды у нас в стране есть. Посмотрите, как это делается в Рыбинске или в Арзамасе. Поэтому, проходя по обветшалым, но все равно прекрасным улицам Торжка, я не чувствую безнадежности. Все возможно, надо только взяться как следует.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно