Top.Mail.Ru
Илья Смирнов

Глазная болезнь - ФАНОидоз

Илья Смирнов
Историк

Узнав, что в провинции оптимизаторы здравоохранения “оставили людей практически без медпомощи”, В.В. Путин назвал это “абсолютно недопустимым”.

У нас не Америка, где любой мэр может послать главу государства куда подальше. У нас вертикаль. Сказано - сделано. Оптимизаторы вытянулись в струнку, отдали честь - и пере- ориентировались с маленьких поселков на центр столицы, где и денег побольше, и недвижимость ценнее. А современному Молчалину, не знающему никакой науки,  кроме “MBA - MPA”, и никакого искусства, кроме как угодить начальству, намного приятнее поиздеваться над знаменитым профессором, чем над поселковым фельдшером.

В моем родном городе зоной рискованного врачевания вдруг оказалась офтальмология. С огромным трудом пока удается отстоять старейшую в мире глазную больницу в Мамоновском переулке. Под словоблудие о том, что современная медпомощь должна быть специализированной, именно специализированную клинику присобач… Сорри, присоединили к многопрофильной (Боткинской), и нет уверенности, что родное здание офтальмологов скоро не отойдет с концами под “какой-то другой социальный объект”. А теперь оптимизуд поразил НИИ глазных болезней на улице Россолимо (ФГБНУ “НИИГБ”). Это не просто научный институт, но еще и больница на 180 человек плюс 11 операционных.

В апреле ФАНО снимает директора, проработавшего всего 2 года, назначает врио, у которого из-под крыла выныривает компания “эффективных менеджеров”. Если кто не в курсе, ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) - бюрократическая структура, которой переподчинили научные учреждения, в т.ч. медицинские, чтобы люди, не имеющие отношения к науке, могли ею порулить в свое удовольствие. В мае с.г. контора упразднена, но ее ставленники продолжают выполнять вложенную в них программу.

В НИИ глазных болезней это происходит так: вызывают специалистов высочайшей квалификации и сообщают, что они в медицине лишние.

Вообразите себе эти сцены. Кабинет, стол. С одной стороны - некий “победитель конкурса на включение в кадровый резерв ФАНО (конкретную профессию героя выяснить так и не удалось). С другой  стороны, например, Е.Э. Луцевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры глазных болезней 1-го МГМУ им. И.М. Сеченова, автор 7 учебных пособий и 30 запатентованных изобретений в области офтальмологии. И вот кадровый резервист сообщает профессору, что ей не место в НИИ глазных болезней.

Хорошее соотношение масштабов, правда?

Если кому-то вспомнилась басня Крылова, я не виноват.

Подобную издевательскую процедуру прошли уже 25 человек. Слово “издевательство” самое мягкое, поскольку докторам и кандидатам мед. наук, если они не хотят увольняться, предлагают перевод на должность уборщицы. Соответствующий бланк уведомления вывешен в Сети. Отличная иллюстрация к заявлению В.В. Путина: “Развитие медицины в России будет одним из важнейших направлений ближайшего будущего”. А также к учебнику истории, глава “Наука и культура начала ХХI века”.

Может ли вообще человек, для медицины посторонний, оценивать работу врача? Конечно. Если случилось нечто из ряда вон, за рамками профессии и закона. В НИИ ГБ ничего подобного не было. Он прекрасно работал (до приступа оптимизуда). Увольняемым не предъявлено конкретных претензий. Просто захотелось их сократить. Зачем? Никакого объяснения, кроме бессмысленного словосочетания “организационно-штатные мероприятия”, науке офтальмологии не известно, приказа сотрудникам не предъявляют, на сайте ни слова ни о какой структурной реформе - только дежурные расшаркивания перед основателем института академиком М.М. Красновым. А ведь именно от его учеников зачищают здание на Россолимо. Гипотезы о дальнейшей судьбе недвижимости и о подлинных причинах погрома научных кадров можете построить сами.

Сотрудники НИИ обратились к президенту и в прокуратуру. Конечно, без личного участия государя нельзя ни дорогу отремонтировать, ни свалку незаконную закрыть. Между тем, существуют специальные организации для “защиты прав и интересов” медработников. Например, профсоюзы.

И поскольку дурная болезнь приняла эпидемический характер, должна быть и принципиальная позиция по всем подобным ситуациям.

Если боязно формулировать, подскажу.

Прежде всего: никаких реорганизаций без внятного объяснения, зачем, - что сейчас  неправильно, какая требуется перестановка, чтобы стало лучше (для лечения, а не для “эффективности”). Проект честно обсуждается со специалистами, с Медицинской палатой и тем же профсоюзом. Не было такого обсуждения? Значит, “организационно-штатными” махинациями должны заняться правоохранительные органы.

Далее. Экономия на здравоохранении невозможна в принципе: оно и так патологически недофинансируется (в разы меньше, чем в странах, с которыми мы взялись конкурировать).

Соответственно, не может быть и никаких сокращений медработников: даже в Москве нет их переизбытка.

Тому, кто в упор не воспринимает очевидных вещей, наверное, уже не поможет офтальмолог, надо обращаться к докторам другого профиля. Поскорее, пока и до них не доползла оптимизация…

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика