Top.Mail.Ru
Илья Смирнов

Отхожие метаморфозы

Илья Смирнов
Историк

Из-за океана по скайпу спрашивают: произошла ли в нашей жизни в последние годы какая-нибудь неожиданная перемена к лучшему? И это должно быть не общее для всего крещеного и некрещеного мира проявление технического прогресса, вроде того же скайпа или навигатора в авто, а сугубо местная специфика.

Я сразу подумал про укромное место, куда человек попадает с физиологической неизбежностью. Не спешите осуждать за низменные интересы. Советский Союз на закате его истории постоянно тыкали носом в состояние общественных уборных: считаете себя сверхдержавой, других учите жить, а сами сортир не способны привести в порядок. И что мы могли возразить? Помню туалет на Самотёке. Перешагнуть его порог без противогаза было нелегко. Зато интересно. Стены снизу доверху покрывало, кроме потеков разнообразной грязи (не только ржавчины), еще и народное творчество, как графическое, так и поэтическое.

Преобладала, конечно, тупая матерщина и рисунки наподобие того, за который группа “Война” через 30 лет получит премию “Инновация” от Министерства культуры РФ. Но попадались и остроумные эпиграммы. Самое популярное произведение туалетной поэзии (без него ни одно заведение не обходилось) - самокритичное четверостишье “Писать на стенах туалета…”. Вполне профессиональное по форме и неглупое по содержанию.

Невозможно точно указать когда, но люди стали замечать отсутствие привычной разрухи в клозетах. Вода течет, где нужно (а где не нужно, не течет), на стенах ничего не нарисовано, даже бумага появилась.

Конечно, мне укажут: в Москве городских бесплатных туалетов стало меньше. Вышеупомянутый просто закрыли, из соседних один порвал с прошлым и превратился в элитную недвижимость, известную в народе как “Навозный жук”, другой совмещает два ремесла: прямо в уборной зарегистрирована 291 компания. Однако в порядке компенсации множество заведений открылось в торговых центрах и общепите.

Есть и такой фактор: массовый завоз из-за рубежа дешевой рабсилы, которая как раз используется на тяжелых и грязных работах. Можно сказать, что туалетная метаморфоза обеспечена ее варварской эксплуатацией. Это будет правда. Но она не отменяет санитарно-гигиенического факта. А факт - достижение капитализма, как к нему ни относись. Никто не откачивал из бюджета в бачки 100000000000 на их оптимизацию.

Однако нет добра без худа. Целый пласт “туалетной культуры” (точнее, субкультуры) уходит в область исторических воспоминаний.

Но далеко ли он уходит?

В природе вещества пребывают в непрерывном круговороте: если где убыло, то в другом месте прибыло. Может быть, и в обществе нечто подобное? Когда у самураев отняли монопольное право на два меча, они сумели применить свои традиционные достоинства - честность, целеустремленность, дисциплинированность - к гражданской службе. И создали образцовую экономику.

В нашем случае (не столь романтичном) грязь из уборной перетекла в официальные культурные учреждения. В картинных галереях стали выставлять соответствующие рисунки, на сцене - делать то, за чем люди ходят в туалет. Заголовок рецензии на недавнюю постановку в Государственном академическом Большом театре России: “Кто удумал показать в Большом голую ж… Нуреева”. На такой, извините за выражение, балет, истрачены “бешеные деньги - говорят, более двух с половиной миллионов долларов. Всех переплюнул гастролер из Италии, который при общем восторге нашей творческой простиллигенции показал полтора часа диареи, сымитированной во всех подробностях под ликом Христа Спасителя. Наверное, слово “переплюнул” в данном контексте неточное, но оставим его, дабы не уподобляться предмету описания.

В процессе легализации туалетный фольклор начисто растерял все, что в нем было забавного и остроумного. Осталась тупая похабщина. Например, берутся чужие хорошие стихи, и в них вместо слова “звезда” вставляется созвучное матерное. За это пачкуна производят в крупные писатели.

Почему? Полагаю, по законам экономики. Среди них есть такой: если твои усилия заранее оплачены, стоит ли напрягаться?

Взгляд на мир через очко унитаза привлекателен для определенного контингента, но он слишком специфический и, как показывает опыт, не обеспечивает прочного кассового успеха. Широкую аудиторию привлекают иные ракурсы и технологии. Что же делать? Обратиться за помощью к чиновнику. Представить экспозицию дохлых кошек или голых задниц как особо сложное искусство, которое предназначено не для среднего ума. А кого тошнит, тот просто необразованный.

Дословно:

“Мне кажется, что люди, с гипертрофированным негодованием постящие фото двух мужиков, один из которых нюхает попу другого, в познании искусства не ушли дальше “Колобка” и “Троих из Простоквашино”. Если вы в своей жизни мало видели произведений искусства…, то лучше же, ей богу, не объявлять об этом так громко”.

Цитата свежая, источник - преподаватель ведущего гуманитарного вуза.

Чиновник радостно (и может быть, даже бескорыстно, поскольку судебных приговоров у нас на руках нет) включается в игру, буквально заимствованную из сказки про голого короля. И спускает бюджетные деньги сами понимаете, куда.

Без отрыва от привычной болтовни про православно-патриотические традиционные ценности.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика