Январь - самое время побеседовать о чудесах.
Новости с фабрики грез, которая снабжает чудесами весь мир. Поскольку Кевина Спейси обвинили в “домогательствах”, Ридли Скотт переснимает те эпизоды своего нового фильма “Все деньги мира”, в которых играл друг Кевин. Вот тебе, бабушка, и хваленые американские профсоюзы с гильдиями, и трудовые права. Заметьте: Ридли Скотт - не хрен с горы, создатель “Бегущего по лезвию”. Кристофер Пламмер, которого вставили в фильм вместо домогателя Спейси, оскаровский лауреат, но ему на старости лет не стыдно.
С решением режиссера “согласились все занятые в картине актеры и все члены съемочной группы”
“Разгром и беспощадная борьба с антинародным буржуазным космополитизмом и формализмом очистит наши ряды, мобилизует все наши силы на служение великой партии Ленина - Сталина… Постановление принято единогласно” (цит. по: Дружинин П.А. Идеология и филология. Ленинград, 1940-е годы. т. 2, М: НЛО, 2012, с. 361). Заметьте: после Сталина единодушие было уже не обязательно.
Из личного опыта. В 1984 г. я завершал историческое образование. Всю мою группу разом вызвали повестками к следователю. Не водил ли я их на концерты особо опасного ансамбля “Воскресенье”? Для МГПИ им. Ленина ситуация неординарная. Но позиция нормальных преподавателей (прежде всего профессора В.Б. Кобрина) оказалась такова, что мне не только позволили закончить вуз, но и выдали красный диплом, положенный по успеваемости.
Так кто же здесь свободные граждане - и кто “винтики тоталитарного режима”?
Сейчас в РФ можно быть православным, буддистом, монархистом или марксистом, с работы за это не выгоняют. Можно заступаться за коллег, обвиняемых не только в мифических “домогательствах” 10-летней выдержки, но и в настоящих преступлениях. Можно не скрывать презрения к патриарху, президенту и России как таковой, это никак не отразится на благосостоянии (даже не помешает госслужбе). Конечно, неплохо было бы подкрепить свободу слова и совести социальными гарантиями, но факт остается фактом: Запад и Восток поменялись местами. “Скифы и азиаты” свободнее от идеологического контроля и долбежки по мозгам.
Такие чудеса - неожиданные перемены координат - вовсе не противоречат историческому материализму. Если бы будущее страны выводилось из прошлого по простому алгоритму (загрузил условия - получил прогноз), история была бы скучнейшей из наук. А она довольно увлекательна.
Крупнейший современный марксист Ю.И. Семенов показал, как глобальный прогресс человечества реализуется через историческую эстафету со сменой лидеров. Ни один народ не обречен на отсталость, но и чемпионство никому не гарантировано. Было бы иначе, направление нашего развития до сих пор определялось бы в Африке, где, как известно, появился Человек разумный и откуда он потом вырвался на евразийский простор, смешиваясь там с менее продвинутыми видами рода Хомо, с неандертальцем и еще более архаичным денисовцем. По простой логике такая гибридизация должна была затормозить прогресс. А вышло иначе.
Переход к производящему хозяйству раньше всего отмечается в Азии. При всех издержках (социальных, экологических и даже медицинских) неолитической революции без нее невозможны были наука и искусство. Но положите рядом две карты: из учебника древней истории и современную. Первые памятники архитектуры и скульптуры раскопаны археологами там, откуда сейчас бегут (Сирия, Ирак, восточная Турция). И Египет, неожиданно ставший в конце IV тыс. до н.э. эталоном централизованной монархии, тоже не самое популярное место для переезда на ПМЖ. Не будем вмешиваться в споры шумерологов с египтологами о приоритете, главное - древневосточная модель в целом (Семенов называет ее политарной) при всех достижениях оказалась тупиковой, “чтобы человечество могло двинуться дальше, нужны были принципиально иные производственные отношения… Но в недрах древнеполитарного общества они вызреть не могли”.
Исторический прорыв произошел на периферии тогдашнего цивилизованного мира, “в глухой провинции у моря” (Эгейского). Оказалось - вот чудо! - что общины не обязаны распадаться в труху или становиться бесправной подпоркой для бюрократической вертикали, из них могут вырасти самоуправляющиеся коллективы граждан - полисы.
У рабовладельческой античности был свой тупик развития, у капитализма свой, и ясно, что ни бюрократия, ни пресловутый “искусственный разум” не спасут общество, присвоившее себе высокое звание постиндустриального. Если переложить на роботов любой труд, не только физический, но и умственный, люди просто деградируют.
Нужны новые идеи, как обустроить мир. Видимо, они опять придут из периферийных стран, таких, каковой сейчас является Россия. Вырастут из местного своеобразия, географического и исторического (тогда консерватизм, обычно противопоставляемый прогрессу, окажется его двигателем). Авось пригодится и неожиданная свобода, с которой мы начали разговор о чудесах тетушки Клио.
Конечно, пока экономикой рулят (д)эффективные менеджеры и (х)реноваторы под нейтральными флагами, об этом можно только мечтать. Но мечтать не вредно.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно