Древнейший памятник архитектуры и скульптуры - храмовый комплекс Гебекли-тепе на юго-востоке современной Турции. Археологи до сих пор теряются в догадках, кто, зачем и, главное, как организовал ударную стройку тысячелетки на базе первобытной экономики без достоверных признаков земледелия или скотоводства. Неужели охотники-собиратели? Насколько же продуктивна была природа, не изуродованная “благоустройством”, если могла прокормить на месте строительные бригады по 500 человек!
Вот вам источник легенд о рае.
Потом, видимо, пришли другие племена, которым были чужды верования райских строителей. Они убрали с лица земли их творчество, засыпав тоннами грунта. Заметьте: разбивать не стали. То ли не хватило сил на массивные колонны, то ли все-таки имели совесть и не хотели безвозвратной гибели памятника.
В любом случае вандализм, т.е. борьба с культурным наследием, почти такой же древний, как само наследие.
“Какой-то скульптор жизнь прожил, в статую мрамор превратил.
Мужик - Как живой.
В моих руках тяжелый лом, я не жалею ни о чем.
Башка - с плеч долой”
(“Вперед, вандализм”. Рок-группа “ВЫХОД”, г. Ленинград)
Сама мысль об охране памятников закрепилась в сознании недавно, как и другие полезные идеи: кипятить воду или мыть руки перед едой. Раньше даже священные сооружения можно было перестраивать по моде, а не священные использовать в качестве стройматериала. Знаете, как была утеряна могила князя Пожарского? Настоятель Спасо-Евфимьева монастыря употребил старые надгробия для ремонта лестницы.
Но это, как теперь выражаются, оптимизация. Ничего личного, только бизнес. Интереснее вандализм идейный. Боевики Талибана* и ИГИЛ* рассматривают любой древний памятник как проявление язычества, которое нужно искоренять. Так были взорваны статуи Будды в афганском Бамиане и арка в Пальмире.
В послевоенном Кракове помнили И.С. Конева, который стремительным танковым прорывом в обход города спас его от запланированного гитлеровцами уничтожения и от разрушений при уличных боях. Польский скульптор Антоний Хайдецкий поставил маршалу памятник. Но когда к власти в Польше пришли те, для кого 9 Мая - не День Победы, а наоборот, памятник Коневу убрали, зацепив тросом за шею.
Своеобразный рекорд установили на Украине. Предводитель шайки, именующей себя “Украинским институтом национальной памяти”, отчитался перед иностранными спонсорами о ликвидации 1320 объектов.
Но и нам не резон смотреть свысока на братьев-славян. В 1991 г. толпа таких же бандерлогов, какие беснуются сейчас на Украине, набросилась на памятник Дзержинскому. Феликс Эдмундович, в отличие от некоторых преемников, вовсе не заслуживал такого отношения, памятник - выдающееся произведение, которое стало центром архитектурного ансамбля одной из самых красивых (и неповторимо своеобразных) московских площадей. Чтобы навсегда закрыть тему ее восстановления, здесь собираются обустроить очередную прогулочную площадку, больше подходящую для территории турецкого отеля, чем для столицы великой державы.
Последнее обострение болезни - в США, где помешали памятники южанам-конфедератам, проигравшим в Гражданской войне 1861 - 65 гг. Сразу оговорю: все мои симпатии на стороне северян. Кроме прочего, мне в них нравится политическое решение: после победы не сводить счетов. Памятники, которые сейчас ломают, очень старые, многие были установлены еще при жизни ветеранов-северян, которых это не смущало. С какой же передозировки вдруг стало актуально в 2017 году? Если бы всерьез чесалась тема истории рабовладения, начали бы с погрома демократической партии США, которая изначально - партия белых плантаторов. Наиболее обоснованная версия: толпу городских бездельников мобилизовали противники Д. Трампа из той же демпартии, чтобы создать президенту лишние проблемы.
А то, что южане в 1861 г. были не правы… Так ведь и фараон Хеопс был не прав. Что же, теперь пирамиду сносить?
В ответ приводят argumentum ad Hitlerum. Как быть с монументами в честь нацистов, такими как памятник генералу Краснову в Ростовской области или мемориальная плита группенфюреру фон Паннвицу с подчиненными - эсэсовскими карателями в Москве у метро Сокол на территории храма Всех Святых? Их тоже надо считать неприкосновенными?
Нет, конечно. Ведь сооружался коричневый самострой наперекор закону и здравому рассудку, он не связан ни с какими культурными ценностями. Устранить его - вроде уборки мусора, вываленного посреди улицы. Поэтому те, кто после безуспешных попыток ликвидировать эсэсовскую плиту на Соколе законным порядком просто разбил ее кувалдой в ночь на 9 Мая 2007 года, - не вандалы, а нормальные граждане, патриоты.
Что касается настоящего вандализма, в его оценке, на мой взгляд, следует исходить из фундаментального принципа уважения к человеку и человеческому труду. Непозволительно без крайней необходимости ломать то, во что вложены чужой труд и талант. По-моему, нормальные люди должны это понимать. Но “креативный класс” в США оказался ближе к ИГИЛовцам* и талибам*.
*Талибан и ИГИЛ - организации, признанные террористическими и запрещенные в РФ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно