В архиве “Солидарности” можно отыскать много интересного. В далеком 1995-м мы с художником Дмитрием Петровым подготовили почти красочный (насколько позволяла полиграфия) разворот, в котором для каждого якобы новаторского направления искусства ХХ века был указан источник вдохновения - средневековый, древний, а то и вовсе первобытный. Забавный получился авангард: повернутый в прошлое (“Солидарность”, 1995, № 5).
На феномен “время - назад” обращал внимание Юрий Семенов (специалист по экономике первобытного общества и профессор философии в Физтехе). “Тому, кто знает этнографию, невольно бросается в глаза, что современная западная музыка и танцы воспроизводит все более и более первобытные образцы этих видов искусства. Исчезает все то, что было плодом пятитысячелетнего развития цивилизованного общества. Идет варваризация, одичание”. Лично я, в отличие от Юрия Ивановича, рок-музыку люблю, но не могу отрицать, что она с помощью электроники воспроизвела эстетику (и социальную психологию) шаманских камланий. Да и сами рок-музыканты, от Джима Моррисона до Бориса Гребенщикова, эту связь признавали. Модненький “постдраматический театр” на самом деле - недодраматический ярмарочный балаган. Кинематографу, вроде, сползать в прошлое некуда, но и тут заметен разворот от искусства к аттракциону, т.е. к самому раннему этапу, когда на “живую фотографию” ходили, чтобы испугаться поезда, который едет как настоящий.
Парадокс: новейшие технологии - орудие не прогресса, а наоборот.
И если бы только в искусстве… Ювенальная юстиция - это ведь не про детей. Это восстановление средневекового инквизиционного процесса, в котором человек вынужден доказывать свою невиновность непонятно в чем. Первый “однополый брак” был официально заключен императором Нероном. Эвтаназия практиковалась в самых разных культурах, древних и первобытных (до того, как мировые религии утвердили заповедь “не убий”). Международные финансовые спекуляции - аналог дани, которую собирали с производителей кочевые ханы.
На развалинах СССР произошел самый резкий обвал в прошлое, в догосударственный хаос и в обычное право (“по понятиям”) вместо нормального законодательства. По логике, опять же, “старины глубокой”, выход из невыносимой ситуации оказался монархическим. В этом направлении развивалась демократура Б.Н. Ельцина. С первой половины 90-х Администрация Президента оформляется в важнейший орган исполнительной власти, аналог не ЦК КПСС (как многим почему-то приятнее считать), а Собственной Е. И. В. канцелярии. В школьном учебнике тему разделения властей подавали так: “Правительство” “Суд” и “Парламент” в виде комического оркестра, а над ними возвышается огромный Ельцин и указывает: “Побыстрее настраивайтесь, люди ждут!” Скажите, дети, как называется этот политический строй?
Стабилизировать его “царю Борису” так и не удалось. Удалось наследнику.
Забавляют рассуждения о том, не восстановить ли в России монархию. Спрашивается: а сейчас - что? В каких государствах монархи обладают большими полномочиями, чем наш президент? Сразу вспоминается, пожалуй, только Северная Корея, где династия Кимов формально не королевская. Уже в Саудовской Аравии король существенно ограничен, во-первых, семьей (а семья у него размером с партию), во-вторых, Советом улемов (богословов), что делает возможным даже импичмент: “Свершилось согласие и единение точек зрения всех принцев достойнейшей саудовской семьи и взыскующих знания Божия относительно удаления Сауда ибн Абдель Азиза от трона”.
Напоминаю тем, кто забыл школьные учебники: монархия не обязательно наследственная, бывает и избирательная. А юридическая форма может не совпадать с реальными отношениями власти и собственности. В Риме неограниченная личная власть утверждалась на фоне республиканских институтов, император считался всего лишь первоприсутствующим в Сенате (принцепсом).
Сказано все это не для обличения “тоталитарного режима” или, наоборот, восхваления нашей “цивилизационной самобытности”. Самобытного тут мало, и радоваться нечему: у бюрократической пирамиды с Отцом Отечества наверху есть неустранимые внутренние пороки. Но такова реальность. Она не навязана врагами и не продиктована своекорыстным интересом. Она естественным образом выросла из “свободы” с лицом Б. Березовского или Ш. Басаева как наименьшее зло, которому я до сих пор не вижу позитивной альтернативы, поскольку подавляющее большинство сограждан подчеркнуто равнодушно к самоорганизации и самоуправлению даже на самом примитивном муниципальном уровне. Альтернативы нет и на Западе. Там с конца прошлого столетия архаизация общественной жизни происходила по другой древнеримской схеме, через массовый социальный паразитизм (который никак не совместим с демократией), и привела к формированию неоязыческой олигархии.
Чей антиквариат прочнее?
В любом случае нужно как-то осмыслить такое положение дел, когда новейшими и мощнейшими технологиями распоряжаются общественные институты из учебника по истории Древнего мира.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно