Мир снова навсегда изменился, а на новость об этом никто даже внимания не обратил.
Вот, пожалуйста: “Два студента Гарварда разработали программу для умных очков Meta (Корпорация Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в РФ) от Ray-Ban, которая может быть использована для идентификации человека и получения доступа к его личной информации, включая домашний адрес”.
Вот рекламный ролик этого софта: улыбающиеся люди радуются, что их узнали незнакомцы, все счастливы и дружелюбны. Эти люди, похоже, уже не помнят, какой грандиозный скандал разразился, когда выяснилось, что компания Clearview, которая разрабатывает софт для распознавания лиц, тихой сапой собирала и обрабатывала десятки миллионов изображений из соцсетей. Забыв известить об этом пользователей.
Софт этот, как говорят, американские копы использовали вместе с гугловскими “умными” очками. По слухам, весьма эффективно. Люди возмутились, на полицию посыпались иски, однако софт как использовали, так и используют. (Недавно там был очередной скандальчик: полицейский использовал эту программу в личных целях.)
Сегодня же информация о том, что любой желающий, заплатив относительно небольшие деньги, может узнать о вас много интересного, уже никого особо не волнует. Разве что старшее поколение вздохнет и разведет руками. Мол, плохо, но ничего с этим не поделаешь, “новая открытость” на дворе. Правда, безудержные оптимисты иногда говорят, что тенденция максимальной открытости (порой ее называют “дом со стеклянными стенами”) уже достигла пика, постепенно начнется обратное движение, и мы придем к “новой закрытости”, а соцсети и вовсе исчезнут.
Спешу расстроить: не придем. Скорее всего, открытость будет только усиливаться, и обычному человеку не поможет даже полный отказ от соцсетей.
Во-первых, отсутствие соцсетей уже кажется если и не подозрительным, то странноватым и привлечет больше внимания, чем полузаброшенный профиль в каких-нибудь “Одноклассниках”. Во-вторых, организациям, которые всерьез интересуются вашим социальным и психологическим профилем, вовсе не нужно видеть, что вы выкладываете фото сексапильных блондинок, чтобы составить представление о вашем “облико морале”. Существуют куда более эффективные методы анализа открытой информации.
В-третьих, уже сейчас слишком много всего важного у среднестатистического гражданина “золотого миллиарда” (а мы в него, как ни крути, входим) завязано на цифровой доступ, чтобы можно было “выйти из цифры”.
Попросту не дадут.
И я вовсе не зловещее теневое (по желанию, глубинное) правительство имею в виду. Прежде всего не отпустят коммерческие компании, они же работодатели. Они же социальные партнеры.
Дело в том, что через “цифру” компании получают огромный объем информации, поэтому могут точно нацеливать рекламу и планировать выпуск продукции.
А кроме того, кто хочет лишиться полного контроля над работником? Со стадии соискателя вакансии. А все именно так, уже сегодня, по данным разных опросов (от hh.ru до ВЦИОМ), от 40 до 90% работодателей мониторят профили соискателей в соцсетях. Из них около 50% не просто составляют общее впечатление, а внимательно читают посты на странице соискателя, комментарии, изучают фотографии.
До усиления такого негласного контроля - пара шагов. Судите сами. Технологии подешевели, количество открытых данных лавинообразно выросло. Гаджеты усовершенствовались настолько, что эффективное и высококачественное приложение для них может написать и студенческий стартап. Так что не за горами эпоха полулегального софта, который будет расширять стандартные возможности очков и смартфонов и формировать довольно точные социо-психологические портреты пользователей.
Возможность закрыть информацию скоро станет товаром. Да, собственно, уже становится, это просто еще не все заметили. Сейчас вы платите, чтобы не смотреть рекламу. Завтра будете платить, чтобы окружающие не знали, когда ваш ребенок приходит из школы и в каком магазине жена покупает продукты.
Надо ли говорить, что возможность такого контроля и непрерывного анализа вашего психологического состояния - сказка для “социальных партнеров” профсоюзных организаций?
Думаю, уже сегодня профсоюзным юристам стоит задуматься о том, в каких формулировках включать в коллективные договоры пункты о запрете постоянного анализа данных работника со стороны работодателей.
Впрочем, боюсь, скоро сама система трудовых отношений изменится настолько, что понятие коллективного договора станет воспоминанием о далеком золотом веке.
Если, конечно, не начинать борьбу за личную информацию уже сейчас.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно