В прошлый раз мы рассмотрели внутренние вопросы, которые должна решать новая первичка. Теперь - вопросы внешние. К ним относится все, что связано с взаимоотношениями с работодателем. Цель - решение тех задач, ради решения которых ваш профсоюз и создавался.
Первое. Не стремитесь браться сразу за все. Не получится. Сначала устраните явные нарушения, имеющие место на вашем предприятии. Их не может не быть. В охране труда, начислении отпускных, больничных, сроках выдачи зарплаты и ее индексации (это не право работодателя, как считают многие, а обязанность).
Вообще, большинство первичек только и действуют, как пожарная команда: на нарушение со стороны работодателя следует реакция профсоюза (и хорошо, если следует, ведь и это случается не всегда!). Таковы реалии российской профсоюзной жизни.
Чтобы добиться устранения нарушений, используйте профсоюзные инстанции - обком и региональную федерацию. Требуйте провести у вас срочную, внеочередную проверку силами профсоюзных инспекторов, ибо ваших знаний, скорее всего, не хватит. Так бывает в большинстве новых профорганизаций. Но обкомовская и ТООПовская бюрократия неповоротлива, а надо заставить их работать на первичку, несмотря на все их утвержденные планы проверок и выездов. Только намекните, что пожалуетесь на их невнимание к проблемам новой первички на заседании Совета или пленуме, - и решение вопроса ускорится.
Теоретически упомянутых нарушений со стороны работодателя вообще быть не должно, ибо трудовое законодательство игнорировать нельзя, какой бы кризис ни грянул в стране и как бы ни упала цена на продукцию вашего работодателя. Начальники любят пригласить к себе профлидеров в тяжкую годину роста цен на сырье и уболтать на совместное обращение к трудовому коллективу. Надо, мол, затянуть пояса ввиду тяжкой экономической обстановки и отказаться от премии. Несмотря на то, что коллектив план выполнил и на премию имеет полное право. “Если мы не хотим лишиться работы в будущем, то лучше потерпеть сейчас”, - говорится в подобных заявлениях.
Как рабочий, читающий подобное, должен отнестись к этим, с позволения сказать, социальным партнерам? С работодателем все ясно - это буржуазия, от нее другого ждать нечего. Но - профсоюз?! Кто он после этого? Правильно. Предатель. Поскольку перешел черту. А черта - это законодательство, и она в идеале вообще не должна переходиться ни работодателем, ни, тем более, профсоюзом. Но на практике часто бывает иначе.
Второе. Вот когда эти нарушения устранены (что может отнять баснословное количество времени), настанет пора подумать о гораздо большем. О влиянии на процессы оптимизации, аутсорсинга и главное - на вопросы повышения зарплаты, да и на многое другое. В каждой организации, кроме “вечного” вопроса зарплаты, своя повестка дня. Но в любом случае надо стремиться переходить от пожаротушения к планомерному наращиванию профсоюзного влияния на текущую трудовую жизнь предприятия. Подробнее об этом поговорим в следующих материалах.
На что еще должен обратить внимание новый председатель? Он находится в сложном положении, поскольку не только он новый на этом месте - самого места раньше не было. Внимания требуют фундаментальные, на первый взгляд даже элементарные вещи.
Для успешной работы необходимо высшее образование. Есть оно - прекрасно. Нет - далеко не продвинуться. Я видел профлидеров (в том числе крупных первичек) с колоссальным жизненным опытом, опытом работы на производстве, но - без вузовского диплома. Его отсутствие бросалось в глаза при первой же беседе, настолько узок был взгляд этих людей. Высшее образование дает более широкий кругозор. А он в нашей работе необходим.
Один новоизбранный председатель крупной первички после очередных переговоров с руководством комбината по поводу повышения зарплаты, оставшись в кругу профсоюзных коллег, в сердцах воскликнул: “Как жаль, что у меня “вышки” нет!” Настолько наглядно было его несоответствие социальным партнерам - с их высшими образованиями и постоянным повышением квалификации в корпоративных университетах и учебных центрах России и мира. А подобные этой ситуации, когда работодатель давит профсоюзников интеллектом, нередки.
Да, есть профсоюзные вузы, семинары, тренинги, совещания. Но они не заменят базового высшего образования, без разницы - гуманитарного или технического. Так что если высшего образования нет, положение надо незамедлительно исправлять.
Помимо “рабочих” советов дам совет психологический. Также его можно назвать мировоззренческим. Ведь в нашей профсоюзной работе без правильного настроя может стать очень несладко.
Если вы воспринимаете свою работу не как несение креста на Голгофу (а многие профлидеры считают именно так, добавляя в эту веселую, в общем-то, деятельность совершенно чуждые ей элементы), а как увлекательную игру с массой рисков и возможностей, то непреодолимых преград возникнуть не должно.
В связи с этим совет: не боритесь за “мир во всем мире”. Не стремитесь к “победе мировой революции”. Не вносите в работу эмоциональный надрыв, как одна знакомая мне председатель профкома: “Ведь рабочим семьи кормить нужно!!!” Какой бы критичной ни была ситуация, смотрите на нее спокойно. Относитесь к ней как к своей работе. Именно работе, без всякой мессианской чепухи, вроде “мне люди доверили, я должен…”.
Если удалось без лишних визгов добиться индексации зарплаты - это хороший результат вашей работы. А если со словами “ведь рабочим есть нечего” вы разбазарили на матпомощь все профсоюзные деньги - это ваше фиаско, прикрытое заботой о пролетариате.
Я никогда не вносил в свою деятельность лишнего пафоса и не клялся рабочим в любви. Хотя без колебаний мог поклясться им в верности, поскольку твердо знал, что либо я до конца защищаю их интересы, либо ухожу с этой работы. Иначе никак. И свою работу считаю куда эффективнее, чем у тех “профессионалов”, которые днем и ночью только и думают, что о человеке труда, но разбегаются при первых же “выстрелах из окопов” работодателя.
Относитесь к работе спокойно. Эмоциональное выгорание у профлидеров есть, и с ним нужно эффективно совладать. И психоаналитики тут не помогут. Поможет лишь правильный настрой на работу и честное выполнение своих функций.
Возвращаясь к разговору о взаимоотношениях с работодателем, затрону один вопрос. Неопытного и необразованного профлидера директор может попытаться “развести”. Этого позволять нельзя.
Возможно, руководство постарается приблизить к себе лидера рабочего класса персонально и убедить его, что работодателю очень тяжело и он прилагает все усилия для облегчения участи работников. Занятно, что все, возможно, так и есть: работодатель, забитый повышением НДС, ужасными условиями для бизнеса, санкциями, нескончаемым экономическим кризисом и низкой покупательной способностью населения, на самом деле не может поднять зарплату или выполнить все требования норм охраны труда. Не должен же он, в конце концов, сидеть вообще без прибыли - зачем он тогда этот бизнес затевал?
Но дело в другом. Нас все это, по большому счету, не должно интересовать. Точнее, мы должны обладать информацией об экономике предприятия, ситуации на рынке. Чтобы отличать удобный момент для переговоров и силовых акций от неудобного. Но входить в положение работодателя мы не должны в принципе. И это основной постулат нашей работы.
Допустим, с точки зрения интересов предприятия, деньги надо вложить в модернизацию, и как его работник я это понимаю. Но как профсоюзника меня в первую очередь интересуют деньги, вложенные в зарплату и улучшение условий труда. За дивиденды, модернизацию и прочее, поверьте, будет кому замолвить слово. А вот лоббистом зарплаты (обобщим так все интересы рабочего класса) должны выступить именно вы. И выступить неплохо.
Грубо говоря, вас вообще ничего, кроме зарплаты, не должно волновать. И пусть что угодно рассказывают о сложностях на заводе или повышении налогов. Все это надо слушать, но ставить перед этим некий невидимый, но непреодолимый барьер. Вы - лоббист конкретных людей с их конкретными интересами. Все остальное - вторично и третично.
Представьте ситуацию. Одного из членов профсоюза уволили за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Уволили правильно, в полном соответствии с Трудовым кодексом. Но он по каким-то причинам намерен это оспаривать. И резонно, что за помощью он обратился к вам. Надо помогать ему или нет? Ситуация-то мерзопакостнейшая. Он неправ, и все тяжбы проиграет. Но его решимость непоколебима. Как вы ответите на этот вопрос?
Для меня ответ очевиден. Несмотря на возможные репутационные издержки и вероятные обвинения профсоюза в поощрении пьянства, защищать этого нерадивого члена нашей организации однозначно нужно. На одном том основании, что он - именно член нашей организации и в силу только этого имеет право на защиту. Это право он элементарно оплатил своими взносами. А когда народ узнает, что профсоюз защищает своих только потому, что они свои, репутационные и имиджевые плюсы в рабочей среде, поверьте, превысят возможные издержки.
Тема взаимоотношений профкома с работодателем многогранна. Чтобы достичь значительного эффекта, требуется искусное сплетение переговорных методов, силовых действий и прочих хитростей. Научиться им непросто, но возможно. В следующих публикациях я постараюсь углубиться в эту тему и поделиться с читателями “Солидарности” некоторыми подобными хитростями.
Продолжение следует
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно