Первые серьезные проблемы в этой первичке начались, когда профком обратился в прокуратуру с тем, что работодатель игнорирует предложение проф- кома начать переговоры по разработке коллективного договора. В течение года, истекшего с момента уведомления, так и не была создана приказом директора комиссия, не проходили заседания - хотя неоднократно председатель обращался к руководству. Директор оттягивал процесс разработки и заключения коллективного договора, не желая устанавливать минимальную тарифную ставку в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением (ФОС).
Работники создали профорганизацию (первичке - полтора года), чтобы привести систему оплаты труда в соответствие с законодательством и сделать ее понятной для трудящихся. Средняя зарплата на данном предприятии мизерная - около 20 тыс. рублей. Накопилось множество проблем, среди них отсутствие спецодежды, несоблюдение режима труда и отдыха водителей, не проведенная спецоценка рабочих мест и другие. Но пока "задача минимум" для работников - закрепить в коллективном договоре минимальную тарифную ставку в соответствии с ФОС.
Прокуратура выдала предписание, работодатель зашевелился. Стали поступать ответы на предыдущие обращения и уведомления профкома. В мае с участием правового инспектора Федерации профсоюзов Свердловской области, директора и юридической службы предприятия прошло собрание трудового коллектива. Было решено, что тарифную ставку приведут в соответствие с ФОС и до 1 июля коллективный договор будет подписан.
Буквально после собрания начались "интересные" события: работодатель направил обращение о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа по положению об аттестации работников. Из представленного документа следовало, что аттестации подлежали не только специалисты, но и водители автобусов и кондукторы. Состав аттестационных материалов по каждому работнику включал должностную инструкцию сотрудника, характеристику непосредственного руководителя на него и данные опроса общественного мнения. То есть оценка профессиональной подготовки водителей и других работников (основная цель аттестации) документом не предусматривалась. Профком усмотрел в этом возможность дискриминации сотрудников по различным основаниям со стороны работодателя и дал отрицательное заключение.
Затем началась процедура массового сокращения: более 10% от общей численности коллектива. Работодатель направил уведомление об этом в профком лишь за два месяца. Всем членам профсоюза, использующим систему "Е-Профсоюз", мы направили смс-уведомление следующего содержания: "В АТП идет сокращение штата с нарушениями. Ув. члены профсоюза, не подписывайте документы без консультаций с профсоюзом".
Профком, усматривая нарушения, оставил этот основной козырь для персональных мотивированных отказов и направил работодателю предложения: "Решить вопрос о возможности трудоустройства высвобождаемых работников в соответствии с ФОС", а также установить режим неполного рабочего времени либо дать специальное время высвобождаемым сотрудникам для поиска работы с сохранением заработной платы.
После получения запросов мотивированного мнения ППО по вопросу расторжения трудовых договоров на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ профком представил отказы по всем работникам в связи с нарушением сроков извещения об увольнении. При массовом сокращении уведомлять полагается не менее чем за три месяца.
Работодатель, в свою очередь, проводил персональную работу с каждым, кто подпал под сокращение. Вызывал на приватную беседу, предлагал уволиться по собственному желанию и давал "гарантию" дальнейшего трудоустройства в другое ООО. Некоторые - нет, большинство - согласились, хотя профком приложил все усилия, разъясняя и предупреждая о последствиях.
Понятно, что большинство работников, подлежавших увольнению, являлись членами профсоюза. Сегодня те, кто не согласились, находятся под пристальным вниманием. Уже имеются дисциплинарные взыскания.
Следующие события вообще не поддавались логическому объяснению. Каждому работнику, включая и тех, кто подпал под сокращение, было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору. Дословно: "При не достижении обоюдного решения по возникающим вопросам по настоящему договору, стороны вправе обратиться в соответствии с действующим законодательством в соответствующие органы за защитой своих прав и интересов".
Мы посчитали это полным бредом - такое дополнительное соглашение юридически ничтожно. Мы не стали на него реагировать и объяснили работникам, что подобные соглашения не отменяют их право разрешать трудовые споры всеми способами в соответствии с законодательством.
После того, как профком указал в мотивированном мнении на ошибки при массовом сокращении, работодатель каждому сотруднику вручил уведомление о переносе даты увольнения в связи с сокращением штата. Профсоюзный комитет постановил, что такие уведомления недействительны, будучи направлены профкому раньше одного месяца до сокращения и позднее недели до сокращения. На практике эти уведомления идут отдельно от уведомлений о факте сокращения и к ним прилагают множество документов: предложение о другой должности или отсутствии вакансий, штатное расписание, копии уведомлений работника и тому подобные.
30 июня работодатель все же представил коллективный договор, где (как и предполагалось) не было ни минимальной тарифной ставки, ни других социальных гарантий по ФОС. При этом и колдоговор, и все приложения к нему были уже подписаны руководством. Профком не мог согласиться с предложенной редакцией договора. В настоящее время ведутся консультации с ЦК, ФПСО и обкомом по дальнейшим действиям с целью привести положения документа в соответствие с ФОС.
Все события, происходящие в данной организации, указывают на то, что работодатель преследует определенную цель - любыми способами сократить численность членов профсоюза и не заключить коллективный договор.
Борьба продолжается.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно