Top.Mail.Ru
Светлана Прокудина

Агентство невеселых, но находчивых

Выпускник знаменитой Лодзинской киношколы польский режиссер Ян Комаса с первых же своих фильмов зарекомендовал себя как автор серьезного, часто социального кино. В его фильмографии - документальная лента о борьбе с наркотической зависимостью, военная драма о Варшавском восстании 1944 года и картина о религиозных поисках. Последняя, “Тело Христово”, была даже номинирована на “Оскар”, после чего Комасой заинтересовался “Нетфликс”, и уже следующая его картина “Зал самоубийц. Хейтер” в 2020 году вышла на этой платформе. В фильме режиссер очень жестко и прямолинейно высказывается о современном мире, где правят бал соцсети и пиар.

Главный герой киноленты - молодой парень Томаш Гемза (Мацей Мусяловский), которого отчисляют из Варшавского университета за плагиат. Мы видим, что не только преподаватели не хотят иметь с ним дело, но и родственники, к которым он ходит на “семейные ужины”. Эти состоятельные люди посмеиваются над своим племянником, приехавшим в столицу из провинции, и приглашают его к себе домой явно для “галочки”. Но Томаш Гемза оказывается не так-то прост.

Главная черта героя картины - отсутствие эмпатии. Его лицо, которое нам часто показывают крупным планом, лишено каких-либо эмоций. Последующие действия Томаша явно подпитываются желанием хладнокровной мести, которое накапливается где-то глубоко внутри. Томаша отвергают в университете, его не воспринимают всерьез родственники и девушка, которая ему нравится. В конце концов ему отказывают в работе приличные компании. На испытательный срок его берут только в пиар-агентство “Мастера шумихи”. И здесь перед нами разверзается ад.

Неимоверный цинизм, хамство и унижение - вот чем пропитана атмосфера в этом агентстве. Не говоря уже о том, над какими заказами они там работают. Основной профиль этих “мастеров” - уничтожение репутации. Ирония судьбы в том, что Томаш Гемза, похоже, действительно талантливый парень. Он знает, как работают соцсети, владеет инструментами пиара, а еще он находчивый и умелый - и в любое место проникнет, и прослушку поставит где надо, и доверием нужных людей заручится. Проблема в том, что талант его не подкреплен никакой нравственной основой. Перед нами настоящий социопат на службе у мерзавцев.

Как работают грязные технологии, лучше всего можно продемонстрировать на примере политики. Ян Комаса именно это и делает. Его герой Томаш Гемза “трудится” над уничтожением репутации кандидата в мэры Варшавы Павла Рудницкого (Мацей Штур). Выборы, лозунги, обещания - и здесь же черный пиар со стороны недобросовестных конкурентов. В вымышленную предвыборную кампанию режиссер вставляет реальные проблемы Польши и страхи избирателей. Комаса явно издевается над поляками, когда одним из лозунгов кандидата Рудницкого делает “Откроем Польшу для беженцев”, а самого Рудницкого записывает в ряды мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации.

Кроме того, что фильм Комасы говорит о злободневном, “Зал самоубийц. Хейтер” - это еще и кино высокого класса. То ли учеба в Лодзинской киношколе сказывается, то ли ресурсы “Нетфликса”, но работа съемочной группы под руководством Яна Комасы по-настоящему радует глаз, особенно работа оператора. Без сомнения, 43-летний Комаса - достойный продолжатель традиций польского кинематографа, сумевший к тому же заручиться поддержкой американцев.

Отдельно хочется сказать про исполнителя главной роли Мацея Мусяловского. Ему прекрасно удалось справиться с задачей сыграть флегматичного парня, ни разу, кажется, по-настоящему не улыбнувшегося за весь фильм.

“Все профессии нужны, все профессии важны”, - говорилось в одном детском стихотворении. Работа пиар-специалиста, безусловно, нужна и важна, но, как мы видим в этом фильме, если у пиарщика нет моральных принципов, то привести это может не только к ущербу для репутации, но и к трагическим последствиям. Ян Комаса при этом зрителей не жалеет - никакого хеппи-энда он нам не приготовил. В этом и главный недостаток картины, и ее достоинство одновременно. Все как в реальном мире - добро здесь побеждает далеко не всегда, к сожалению.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

Фильм, конечно, не про профсоюзы. Хотя… У вас и вашей организации есть репутация? Или секреты? Так вот, это кино совершенно откровенно показывает, что а) все они могут стать известны и б) если вы ни в чем не виноваты, это можно легко исправить, когда за дело берутся профессионалы без принципов. Главный герой с выражением лица Жана-Луи Трентиньяна из старого (но вечно живого!) фильма “Конформист” показывает еще и эту сторону “нового дивного мира”, в котором мы сейчас живем. И решайте сами - насколько эти проблемы относятся к профсоюзам или трудовым отношениям. По-моему, относятся.

Профсоюзный рейтинг - 5 (по 10-балльной шкале)

АФИША

“Зал самоубийц. Хейтер”

Фильм польского режиссера Яна Комасы 2020 года. История начинается с того, как молодого человека отчисляют из университета за плагиат. И он идет работать в фирме, специализирующейся на изменении репутации организаций и людей, в том числе политиков. А репутация может меняться в разные стороны. И чужая, и твоя…

Действующие лица и исполнители:

Томаш Гемза - Мацей Мусяловский, Габриэла Красуцка - Ванесса Александер, Беата Санторска - Агата Кулеша, Зофья Красуцка - Данута Штенка, Роберт Красуцки - Яцек Коман, Павел Рудницкий - Мацей Штур.

Награды:

2020 - номинация на премию Польского кинофестиваля (“Лучший фильм”); 2021 - номинации на Польскую кинопремию (“Орлы”) в категориях “Лучший фильм” (режиссер Ян Комаса), “Лучший актер” (Мацей Мусяловский), “Лучший сценарий” и др.

Материал опубликован в "Солидарности" № 33, 2025

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2