Top.Mail.Ru
Светлана Прокудина

Лирики и физики по-американски

В 2009 году американский режиссер Терри Грин приступает к съемкам фильма о событиях 1910-х годов, когда в Нью-Йорке высокопоставленные чиновники и бизнесмены начали получать посылки с взрывными механизмами внутри. Грин берется рассказать о противоречиях в самой массовой тогда профсоюзной организации “Индустриальные рабочие мира” (Industrial Workers of the World, IWW), затрагивает дело итальянских рабочих Сакко и Ванцетти, но главное - размышляет о средствах борьбы с новым для Америки начала XX века явлением - терроризмом. Последнее делает эту историю столетней давности неожиданно современной. В качестве названия фильма режиссер берет анархистский лозунг “Ни бога, ни хозяина”.

В фильме Терри Грина показано, как идеи социализма вступают в противоборство не только с цинизмом капитализма, но и с прямолинейностью и радикальностью анархизма. Сюжет картины закручивается вокруг гибели подростка, развозившего взрывоопасные посылки. Главный герой - агент Федерального бюро расследований США Уильям Флинн, “специалист по бомбам”, как его называют. Ему и его напарнику поручают выяснить, кто стоит за производством взрывпакетов и дальнейшей их доставкой на дом влиятельным людям Америки. Флинн - пример правильного, честного следователя, который в своей работе хочет дойти до самой сути и не боится нажить себе врагов среди власть имущих. Вообще персонажи фильма делятся на честных, искренне преданных своему делу, и тех, кто прикрывается красивыми, но фальшивыми фразами и использует высокое положение для совершения низких дел.

К первым, кроме агента Флинна, относятся лидер IWW Карло Треска и борец за права рабочих Бартоломео Ванцетти. С их появлением фильм, снятый по стандартам мейнстрима, становится интересно смотреть. “Мое дело в том, чтобы к рабочим относились с достоинством. В этом миссия IWW, а не самоубийство и насилие”. Так Треска отвечает на призывы к анархии другого профсоюзного активиста Луиджи Галлеани, по мнению которого без кровопролития нет никакого прогресса. Ванцетти же в картине Грина - абсолютно романтическая натура. Он увлечен литературой и жизнь воспринимает через ее призму. Человека, у которого он снимает жилье, Ванцетти называет настоящим поэтом, поскольку тот заботится о своей семье и борется за права рабочих. “И это настоящая поэзия для меня”.

Рабочие в фильме готовят митинги и говорят о забастовке. Поводом для их возмущения стали не только условия труда, но и недавние события в городе Ладлоу, когда бастующих шахтеров выселили из принадлежащих угольной компании квартир, а потом жестоко разогнали их палаточный лагерь. Шахта в Ладлоу принадлежала Джону Рокфеллеру. Он тоже один из героев фильма “Ни бога, ни хозяина”. Самая запоминающаяся его фраза, звучащая в картине, касается недовольных шахтеров: “Они могут уйти в любое время”.

В лагере отрицательных героев есть и генеральный прокурор Митчелл Палмер (в этой роли знакомый нам по “Твин Пиксу” Рэй Уайз). Палмер - второй главный герой после агента Флинна. Он олицетворяет жестокую и циничную государственную систему, которую интересует только она сама. Красной линией через фильм проходит желание властей использовать в своих интересах угрозу для жизни политиков и бизнесменов. Под предлогом борьбы с террористами они создают в Министерстве юстиции “радикальный отдел” - для ареста и выдворения из страны нежелательных личностей. При этом настоящие террористы - у них под крылом и делают свое дело при финансовой поддержке членов правительства.

Фильм Терри Грина, при всей художественной скромности и шаблонности, дает много поводов для раздумий о том, какие средства подходят для борьбы за свои права и можно ли добиться изменений без применения силы или насилия. Главное же в этом фильме то, что в зеркале прошлого он помогает увидеть настоящее. И убедиться в том, что эти вопросы вечные.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:


Фильм о том, что маловато нового под луной. И собственник с фразой “кто не хочет работать - пусть сам уходит”. И силовики, провоцирующие агрессию, чтобы иметь формальный повод ответить виновным и невиновным. И романтики - борцы за свободу, которые первыми, невинными, пойдут на эшафот.

Снова вспомнили Сакко и Ванцетти - ложно обвиненных в терактах рабочих активистов, закончивших жизнь на электрическом стуле. На заднем плане фильма Эдгар Гувер - будущий шеф ФБР и охотник за крамолой. Вообще-то тема анархистского заговора с рассылкой бомб была популярна в конце XIX - начале XX века. Равно как “всемирный масонский заговор” - продолжающий быть кое-где популярным до сегодняшнего дня.

Другое дело, что фильм от этой теории не оставляет камня на камне. Вместо него мы видим наглость бизнеса и железный кулак полиции. Что новостью тоже не является.

АФИША

“Ни бога, ни хозяина”

Фильм 2013 года, повторяющий своим названием лозунг анархистских и рабочих групп начала XX века. Агент Федерального бюро расследований США ведет дело о рассылке бомб политикам и бизнесменам. Все выглядит как анархистский заговор. Так ли это?

Действующие лица и исполнители:

Агент Флинн - Дэвид Стратэйрн; Бартоломео Ванцетти - Алессандро Марио; прокурор Митчелл Палмер - Рэй Уайз; Евгенио Раварини - Сэм Уитуэр.

Награды:

2012 - премия “Особое признание” в номинации “Показ на Ночь открытия” кинофестиваля Стони Брук;

2015 - номинация на гран-при Международной премии кинокритиков (IFMCA) за лучшую оригинальную оценку для боевика / приключенческого фильма / триллера.

Материал опубликован в "Солидарности" № 27, 2019

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2