Период между двух мировых войн вошел в историю Германии под названием Веймарская республика и запомнился как неудачная попытка построения демократии. Чем этот период закончился для Германии, напоминать не будем. Наш интерес сегодня связан с конкретной временной точкой и конкретной фигурой в немецком кинематографе. Это 1920-е годы и режиссер Фриц Ланг - влиятельнейшая личность в истории кино.
Несмотря на все сложности послевоенного времени, в 1920-е годы власти Германии выделяли огромные деньги на кинопроизводство и предоставляли художникам творческую свободу. Ведущим стилем был экспрессионизм. Немые фильмы Фрица Ланга - образец этого стиля.
В 1927 году на экраны вышла научно-фантастическая антиутопия Ланга “Метрополис”. Даже по сегодняшним меркам это был проект вызывающий. Съемки на главной немецкой киностудии того времени Ufa шли два года, в массовых сценах участвовало 36 тысяч статистов. Но главное, бюджет превысил начальную сумму в три раза. В прокате картина провалилась. К счастью, на карьере Ланга это никак не сказалось.
“Посредником между разумом и руками должно быть сердце” - гласит эпиграф “Метрополиса”. Он как будто настраивает нас на сказочный лад, но уже первые кадры картины заставляют зрителя насторожиться. Мы попадаем в город, разделенный на два мира: рабочих и хозяев. В целом весь фильм строится на оппозиции - добра и зла, света и тьмы, бедности и богатства, верхнего мира и нижнего. Прием контраста - один из главных в экспрессионизме.
Для своего фантастического города Фриц Ланг строит поражающие воображение декорации и обращается к холодной геометрии, подчиняющей все происходящее в кадре, в том числе людей. От сцены с рабочими, которые строем в виде пирамиды направляются к своему условному конвейеру, замирает сердце. Эпос повествования в фильме Ланга смешивается с гротеском, элементами мелодрамы и библейскими сюжетами. Музыкальное сопровождение и вовсе вызывает ассоциации с большими оперными постановками.
Отдельной линией в картине проходит создание человека-машины - человека будущего. Местный изобретатель Ротванг создает его по образу и подобию женщины, в которую был влюблен. Она же, по совместительству, покойная супруга правителя Метрополиса Фредерсена и мать его сына Фредера. Женщине в фильме Ланга вообще отводится чуть ли не главная роль. Героиня по имени Мария - душа этого странного города. Ей доверяют рабочие, в нее влюбляется Фредер. Чтобы разрушить влияние Марии на людей, Фредерсен предлагает придать ее облик человеку-машине.
Одновременно с этим в фильме начинает звучать мысль о том, как любую гениальную идею и изобретение можно исказить, подчинить злому умыслу. Вскоре мы увидим, как псевдо-Мария призывает рабочих разрушить машинный цех - главную причину их страданий. Единственным, кто чувствует подвох, оказывается Фредер: “Настоящая Мария призывает к миру, а не к убийствам”. Но рабочих не остановить. Взрыв генератора и машин приводит к затоплению города.
Отдельно в фильме звучит требование рабочих о Посреднике. Они ждут кого-то, кто донесет до правителя их нужды, но он так и не появится. В финале Мария просит стать этим посредником Фредера. Его отец и представитель рабочих - цеховой мастер Грот - отказываются протянуть друг другу руки. Перед финальным титром “Конец” Фриц Ланг повторяет еще раз: “Посредником между разумом и руками должно быть сердце”.
“Метрополис”, снятый в середине 1920-х годов, оставил след на всей дальнейшей кино- и поп-культуре. Отсылки к картине Ланга можно встретить не только в последующих фантастических фильмах, но и в музыкальных клипах. Призыв же Ланга слушать свое сердце не утратил актуальности и поныне, особенно для того мрачного момента в истории, который мир переживает сегодня.
Александр Шершуков:
Классический фильм, который - несмотря на размеры - нужно посмотреть профактивисту. Выяснение отношений между работниками и собственниками, внедрение роботов, пауперизация труда и сверхроскошь - это относится не только к фантазиям 20-х годов XX века, но и к реальности века XXI. А уж как там сумеют договориться руки и голова - вопрос, до конца и сегодня неясный.
“Метрополис”
Вышедшая в 1927 году антиутопия Фрица Ланга рассказывает о мире будущего и социальных конфликтах в нем.
Действующие лица и исполнители:
Фредер, сын Йо Фредерсена, - Густав Фрёлих; Мария / Человек-машина, - Бригитта Хельм; Йо Фредерсен - Альфред Абель; К.А. Ротванг, изобретатель, - Рудольф Кляйн-Рогге; Худой - Фриц Расп; Иосафат - Теодор Лоос; Георгий, рабочий № 11811, - Эрвин Бизвангер.
Награды:
2000 - включение в “Зал славы” Ассоциации онлайн-фильмов и телевидения; приз “Почетный Роджер” Авиньонского/Нью-Йоркского кинофестиваля;
2002 - специальный приз Нью-Йоркского общества кинокритиков; приз “Рондо” от “Премии классических ужасов им. Рондо Хаттона”;
2011 - приз “Сатурн” Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов (США) за лучший выпуск классического фильма на DVD.
Материал опубликован в "Солидарности" № 10, 2022
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно