16+
Наши каналы в соцсетях:
Яндекс.Дзен YouTube Twitter В Контакте Facebook
Вы также можете войти через
Светлана ПрокудинаОдин в поле воин0
О фильме “Одинокая битва Томаса Рида” режиссера Фергала Уорда
Светлана Прокудина
Генри ПушельСпорт-эксцесс0
Грузите апельсины рулонами Москва задает тон. Что ни говори. Потому что без толку говорить, когда - задает. Тем более без толку говорить, когда она делает это молча. Но вместе с тем вся вина за это лежит... на так называемых провинциалах. (Мы вынуждены использовать этот обще- употребительный термин исключительно в контексте того, ...
Генри Пушель
Чуйков ДмитрийСухой остаток25
Всероссийский семинар информационных работников ФНПР, организованный Департаментом общественных связей ФНПР и Федерацией профсоюзов Республики Адыгея, успешно завершил свою работу на прошлой неделе. Как и было обещано на закрытии: постараюсь здесь описать собственные мысли-предложения, которые посетили меня по его ...
Чуйков Дмитрий
Александр КляшторинНью-Васюки архитектора Кудрина3
11 апреля Центр стратегических разработок Алексея Кудрина выкатил на всеобщее обозрение лендинг, с программой развития страны, предусматривающей семь стратегических приоритетов России до 2024 года. Иначе как к проекту Нью-Васюки федерального масштаба к подобной программе относится трудно. По крайней мере, стилистика ...
Александр Кляшторин

БЛОГИ

Светлана Прокудина

кинокритик

Светлана Прокудина

Вижу цель, не вижу препятствий

О фильме “И проиграли бой” режиссера Джеймса Франко

Есть кинорежиссеры, которые очень любят снимать фильмы по литературным произведениям. Один из них - актер и режиссер Джеймс Франко. В 35 лет он сделал фильм по роману классика американской литературы Уильяма Фолкнера “Как я умирала”. В 36 Франко взялся за экранизацию другого знаменитого романа Фолкнера “Шум и ярость”. Обе картины вызвали жесткую реакцию критиков, обвинения в дилетантизме, неуклюжести и отсутствии вкуса. Но амбициозного режиссера это не остановило, и в 2016 году, когда Франко стукнуло 38, он обратился к произведению другого американского классика - Джона Стейнбека. За основу он взял его роман 1936 года “И проиграли бой”.

В этом романе рассказывается о времени, когда в США начинают создаваться первые профсоюзы. Чем эта тема взволновала Франко - неизвестно. Возможно, на него произвел впечатление гуманистический пафос произведения Стейнбека. Как бы то ни было, Франко не только выступил режиссером картины “И проиграли бой”, но и исполнил в ней главную роль (как, к слову, и в остальных своих режиссерских работах). Нельзя сказать, что фильм у него получился плохой. И оператор старался, и актеры, и все вроде бы правильно - но скучно. Складывается ощущение, что Франко экранизировал не роман, а пьесу: диалоги здесь звучат без остановки. В фильме вообще очень плохо с паузами, намеки на них появляются ближе к финалу, когда усиливается драматизм событий.

Основные события в картине разворачиваются на яблочной плантации где-то в Калифорнии. Сюда приезжают двое активистов, чтобы убедить сборщиков фруктов в необходимости отстаивать свои права. Делают они это весьма сомнительными способами. Как показано в фильме, главные герои очень быстро понимают, что по-другому заставить рабочих выступить против хозяев не получится. И поэтому в ход у них идет все: и обман, и подстроенный нечастный случай. Надо отметить, что оригинальное название романа Стейнбека в этом смысле более точное - In dubious Battle (“В сомнительной битве”). Конечно, здесь нам дают повод подумать, действительно ли все средства хороши при стремлении к благородной цели? К сожалению, в фильме ответ очевиден. Побороть покорность простых работяг, их привычку к постоянным издевательствам и послушному труду за гроши можно только радикальными средствами.

Стейнбек, а вслед за ним Франко, показывает, что главный герой, активист Мак, не только обладает поразительным хладнокровием, но и хорошо знает человеческую психологию. Это оказывается важным качеством для того, кто хочет изменить сознание людей. На вопрос своего юного напарника Джима о том, откуда он знает, что говорить рабочим, Мак отвечает просто: говори то, что они хотят услышать. По мнению Мака, люди хотят чувствовать свою значимость и верить, что они сами могут управлять своей жизнью.

Финал картины трагичен. Выиграть в битве с работодателями героям не удалось. Более того, все их попытки заставить уважать труд рабочего человека обернулись новым насилием и убийствами.

Тем не менее, Франко заканчивает свой фильм ободряющими титрами. В них сообщается, что благодаря массовым протестам рабочих в 1930-е годы в США сначала был принят Акт Вагнера, который дал право на создание профсоюзов и проведение забастовок, а потом был подписан закон о справедливых трудовых стандартах. И неважно, что кому-то ради этого пришлось оказаться в тюрьме, а кому-то даже погибнуть.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

Скажу откровенно: зажигательных фильмов про профсоюзы и борьбу работников не так уж и много. Чаще попадаются фильмы, правильные с содержательной точки зрения, профсоюзно-политкорректные. Как говорилось в одной советской картине, “хороший ты мужик, но не орел!”. Этот фильм - хороший, но не “орлиный”. Хотя и в нем есть на что посмотреть. Во всяком случае, тема “провокация как способ стимулировать работников бороться за права” по меньшей мере заслуживает обсуждения в профсоюзной среде. Из других достоинств - группа хороших актеров: Роберт Дюваль, Эд Харрис, Брайан Крэнстон... И вполне достоверная картинка, показывающая временных рабочих, которые собирают урожай за копейки.

Впрочем - так ли уж изменилась ситуация на сегодняшний день? Особенно если принять во внимание то, как распространен в современном мире временный труд.

АФИША

“И проиграли бой” (англ. In Dubious Battle).

Американский драматический фильм режиссера Джеймса Франко по одноименному роману Джона Стейнбека. 1930 год, “Великая депрессия”. Решающий момент в истории США - рабочие по всей стране начинают создавать профсоюзы для защиты своих прав, пытаясь бороться за лучшее обращение и достойную плату от своих работодателей. В Калифорнийской долине между мигрантами-сборщиками яблок и членами ассоциации местных овощеводов возникает трудовой конфликт.

Действующие лица и исполнители:

Мак МакЛеод, организатор забастовки, член коммунистической партии, - Джеймс Франко; Джим Нолан, организатор забастовки, недавно вступивший в коммунистическую партию, - Нэт Вульфф; Крис Болтон, собственник плантации - Роберт Дюваль; шериф -Брайан Крэнстон; Джой, член коммунистической партии, - Эд Харрис.

Материал опубликован в "Солидарности" № 6, 2018

Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
"Мои источники" в Яндекс Новостях
Добавить
Вcе посты автора
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте