16+
Наши каналы в соцсетях:
Яндекс.Дзен YouTube Twitter В Контакте Facebook
Вы также можете войти через
Генри Пушель...И другие животные0
Осел, козел, мартышка “Солидарность” уходит на техническую паузу в самый разгар Чемпионата мира по футболу, и вся редакция мечется от угрызений совести: на кого же мы вас оставим? Многие из вас наверняка же за кого-нибудь болеют (некоторые даже за российскую сборную, хотя стесняются признаться в этом). Кто позаботится о ...
Генри Пушель
Наталья КочеминаГде искать правду или 53 минуты жизни23
- Вы понимаете, они разрушили мою жизнь! Я видел себя либо на предприятии, либо на профсоюзной работе. Но меня лишили и того и другого! - Так говорил мне сегодня человек, который уже 6 лет пытается доказать, что его увольнение с работы и исключение из профсоюза были незаконны.
Наталья Кочемина
Светлана ПрокудинаШахтеры, нищета, балет0
О фильме “Билли Эллиот” режиссера Стивена Долдри
Светлана Прокудина
Чуйков ДмитрийСухой остаток26
Всероссийский семинар информационных работников ФНПР, организованный Департаментом общественных связей ФНПР и Федерацией профсоюзов Республики Адыгея, успешно завершил свою работу на прошлой неделе. Как и было обещано на закрытии: постараюсь здесь описать собственные мысли-предложения, которые посетили меня по его ...
Чуйков Дмитрий

БЛОГИ

Светлана Прокудина

кинокритик

Светлана Прокудина

“Не надо скорби. Организуйтесь”

О фильме “Джо Хилл” режиссера Бу Видерберга

В 1970 году шведский режиссер Бу Видерберг приступает к съемкам фильма о поэте-революционере Джо Хилле. Позже критики назовут этот и два других фильма Видерберга, снятых несколькими годами ранее, трилогией о рабочем классе. Две первых картины из этой трилогии были номинированы на “Оскар” и рассказывали о событиях, происходивших в небольших городах Швеции. Местом действия третьего фильма стала Америка, а главным героем - американец шведского происхождения Йоэль Хагглунд, больше известный как Джо Хилл. За почти два часа экранного времени перед нами пройдет жизнь молодого мужчины, который из обычного мигранта, приехавшего в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни, превратится в одного из лидеров рабочего движения в США.

Наверное, не будет ошибкой сказать, что про режиссера Бу Видерберга в России мало кто слышал. Главной звездой шведского кинематографа был и остается Ингмар Бергман. Видерберг же в 1960-е годы открыто выступил против Бергмана, по фильмам которого, как он считал, может сложиться неверное представление о Швеции, и стал зачинателем шведской “новой волны”. В киноработах этого времени Видерберг обращается к социальным темам, а за основу берет метод реализма. Наглядный пример - фильм “Джо Хилл”.

События в картине начинаются в 1902 году в Нью-Йорке. Именно сюда из Швеции приезжает со своим братом будущий революционер Джо Хилл. Вместе они ищут работу и очень забавно пытаются учить английский. С первых же минут фильм Видерберга берет зрителей в плен, в том числе благодаря ироничной интонации, юмору, подчас черному, неспешному ритму, но главное - атмосфере, которую создают в кадре оператор и художник картины. Есть в ней что-то неуловимое, превращающее социальную драму в произведение искусства.

Поначалу фильм Видерберга примеряет жанр роуд-муви. Мы видим бесконечную дорогу, по которой идет или едет герой, его случайные знакомства с жителями разных американских штатов. Встретит он однажды на этом пути и любовь. Удивительно, но в первые полчаса не раздается ни одного политического лозунга, есть лишь намеки на то, что главный герой не просто путешественник, а будущий борец за права трудящихся. Мы слышим беззаботные звуки банджо, которое сопровождает героя на всем пути, иногда его стихи. Джо Хилл оказывается прекрасным поэтом и сочинителем песен.

Годы, как и километры дорог, летят в фильме один за другим. Последняя остановка в путешествии неунывающего Джо - Солт-Лейк-Сити в 1913 году. Здесь интонация фильма резко меняется, как и события. Джо Хилл к этому моменту уже член организации “Индустриальные рабочие мира”. Вместе с остальными активистами он проводит митинги с призывами к малоимущим защищать свои права. Начинаются забастовки, а с ними и облавы на зачинщиков.

Одна из запоминающихся сцен фильма - момент, когда задержанных революционеров привозят в лес и силой заставляют целовать американский флаг, якобы те не уважают свою страну и ее законы. По иронии судьбы требования самих активистов всегда были связаны с выполнением тех же законов, в том числе закона об уличных собраниях.

Развязка же фильма неожиданная. Джо Хилл оказывается за решеткой по обвинению в убийстве. Был ли он действительно причастен к преступлению - осталось неизвестным как в фильме, так и в жизни. Но игра актера Томми Бергрена заставляет поверить в невиновность его персонажа.

Герой фильма, как и настоящий Джо Хилл, поэт и революционер, был казнен в возрасте 36 лет в столице штата Юта городе Солт-Лейк-Сити в 1915 году. Режиссер рассказывает его историю без пафоса и нагнетания. Что кажется логичным, так как эти черты небыли свойственны и самому Джо Хиллу. В его завещании, которое он отправил товарищам из тюрьмы, нет уныния. Он только просит не хоронить его в Юте. И добавляет: “Не тратьте время на скорбь. Организуйтесь”.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

- Фильм интересен как минимум желанием нарисовать портрет одного из наиболее ярких лидеров рабочего движения США начала XX века. А поскольку это был человек разносторонний - оснований еще больше. Не являясь профсоюзным руководителем, Джо Хилл стал поэтом и певцом рабочего и профсоюзного движения. Согласитесь: при участии в такой, иногда сумрачной, деятельности это заслуживает внимания. Некоторые его песни и сейчас распевают в Штатах профсоюзники. А уж в “золотой фонд” они вошли точно. Биографический фильм сложно считать агитационным. Но в данном случае все просто: талантливого поэта, защищавшего интересы бедных, приговорили к смерти по недоказанному обвинению...

Кстати, псевдонимом Джо Хилл сегодня подписывается сын писателя Стивена Кинга - Джозеф Кинг. Который, как и отец, специализируется на ужастиках. Но, в отличие от прототипа, за права работников он не выступает. Прошло время масштабных личностей?

Впрочем, песня “Джо Хилл” в исполнении Пита Сигера, известнейшего американского фолк-певца, убеждает, что ничего не кончено:

Мне приснилось, что я видел Джо Хилла прошлой ночью,

Живым, как ты и я.

Я сказал: “Но, Джо, ты десять лет как умер”.

“Я никогда не умирал”, - ответил он.

АФИША

“Джо Хилл”

Молодой шведский эмигрант приезжает в США в начале XX века и сталкивается с бесправием работников. Путешествуя по Америке, он растет как личность, вступает в организацию “Индустриальные рабочие мира” и становится поэтом, защищающим рабочих.

В ролях:

Томми Бергрен, Аня Шмидт, Кельвин Малаве, Эверт Андерсон, Кэти Смит, Хассе Перссон, Дэвид Моритц, Ричард Уэбер, Джоэл Миллер.

Награды:

1971 - Приз жюри Каннского кинофестиваля.

Материал опубликован в "Солидарности" № 10, 2018

Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
"Мои источники" в Яндекс Новостях
Добавить
Вcе посты автора
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте