Top.Mail.Ru
Светлана Прокудина

Кто заплатит за пули?

Весной 1931 года сотрудники дерево- обрабатывающих предприятий Швеции начали акцию солидарности с рабочими завода в Лонгрёре, которым владельцы снизили зарплату. Акция вылилась во всеобщую забастовку и уличные манифестации. Закончилось все жестоким столкновением с военными, пришедшими на подмогу полиции. Эти события стали важной вехой в истории профсоюзного движения в Швеции. В конце 1960-х годов, когда в Европе активизировались протестные настроения, режиссер Бу Видерберг снял художественный фильм “Одален 31”. Он посвятил его рабочим, погибшим в 1931 году в борьбе за свои права. В 1969-м за эту картину Видерберг получил приз жюри Каннского кинофестиваля, а в 1970-м фильм был номинирован на премию “Оскар”.

Одален - округ на севере Швеции, там происходят основные события фильма, там же живет главный герой картины - подросток Кьелль. У Кьелля дружная интеллигентная семья, сам он музыкант, играет в местном самодеятельном оркестре. К теме забастовки рабочих Видерберг подходит постепенно. Сначала нам крупно показывают затихшие заводские трубы без дыма, а потом мужиков, которые проводят время, разыгрывая друг друга и распивая алкогольные напитки. Между делом мы узнаем, что одни из них бастовали 93 дня, другие - 112. Но всю первую половину фильма кажется, что эта история вообще не про рабочих. В центре внимания - зарождающиеся отношения Кьелля и Анны, юной дочери фабриканта.

Творческая манера Бу Видерберга - тот случай, когда искусство берет верх над злободневностью. Даже снимая фильм на социальную тему, он делает тонкую, художественную вещь. Этому способствует не только сюжет с изящной любовной линией, но, прежде всего, сам способ съемки. Режиссер любит крупные планы, у него камера внимательно всматривается в лица персонажей и свободно переходит в кадре с одного героя на другого. Контраст же двух историй - любви и протеста - делает фильм сложнее и полнозвучнее.

Ближе к середине картины настроение в ней начинает меняться. Рабочие все громче выражают свое недовольство действиями промышленников: последние наняли штрейкбрехеров. В фильме хорошо видно, что к обострению конфликта приводит отсутствие диалога между двумя сторонами. Рабочие и хотели бы обсудить сложившееся положение, но не знают, с кем. Вопрос одного из протестующих “Кто будет с нами разговаривать?” повисает в воздухе. Профсоюзы заседают где-то в Стокгольме, вдали от центра событий, а фабриканты боятся проявлять сговорчивость. В результате забастовщикам ничего не остается, как выйти на демонстрацию. В тот момент они не знали, что владельцы заводов уже решили отказаться от услуг штрейкбрехеров.

Бу Видерберг не только воссоздает детали этой манифестации, но и показывает нелепость действий со стороны власти. Призванные на помощь полиции солдаты открыли огонь по безоружным людям. Пять человек погибли. То, что рабочие не были вооружены, доказали позже во время судебного процесса. Режиссер подчеркивает к тому же и цинизм военных. В фильме один из них приходит к фабриканту и требует с ними рассчитаться. “Кто заплатит за пули?” - интересуется он. В ответ слышит, что стрелять в рабочих от них никто не требовал.

В заключение Бу Видерберг вкладывает в уста своих героев слова о том, что рабочие должны учиться. Они должны читать книги и в целом заниматься своим образованием. Как объясняет один из забастовщиков, “у нас должны быть знания, когда мы получим власть”.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

Вообще-то дело в шведском Одалене в 1931 году было громкое. Мирную демонстрацию забастовщиков просто взяли и расстреляли из пулемета. С несколькими убитыми и ранеными. И - что тоже характерно - никому из военных, которым “показалось” оружие у демонстрантов, не было за это практически ничего. Судили - но оправдали. Включая, собственно, пулеметчиков, одному из которых дали срок наказания в три дня ареста. С другой стороны, человек, признанный организатором демонстрации, получил два с половиной года каторги. Это к вопросу о западной демократии и истоках последующего “шведского социализма”. Кстати, именно этот расстрел стал одной из причин того, что на выборах в следующем году к власти в Швеции пришли социал-демократы.

А что касается фильма… Ну, да. Подростки обоего пола под влиянием гормонов играют в доктора со всеми последствиями, когда вокруг бушуют страсти взрослых людей насчет денег и власти.

АФИША

“Одален 31”

30-е годы XX века. Рабочие в округе Одален на несколько месяцев объявили забастовку. Промышленники не пошли навстречу их требованиям повысить зарплаты и наняли штрейкбрехеров, что повлекло массовые демонстрации. Из столицы прислали войска, чтобы подавить “бунт”, и несколько протестующих были застрелены. Исторические события становятся фоном для любовной истории между Кьеллем, чьи родители - рабочие, и Анной, дочерью одного из промышленников.

Награды:

1969 - гран-при жюри Каннского кинофестиваля; 1970 - премия “Бодиль” Датской национальной ассоциацией кинокритиков; 1970 - премии Шведского киноинститута “Золотой жук” за лучшую режиссуру и лучшему актеру.

В главных ролях:

Петер Шильдт - Кьелль; Керстин Тиделиус - Карин, мать Кьелля; Роланд Хедлунд - Харальд, отец Кьелля; Стефан Фейербах - Оке, брат Кьелля; Мартин Видерберг - Мартин, брат Кьелля; Мари Де Гир - Анна; Анита Бьёрк - Хедвига, мать Анны; Улоф Бергштрём - Олаф, отец Анны.

Материал опубликован в "Солидарности" № 25, 2018

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика