В конце 1960-х годов итальянский писатель Альберто Бевилаккуа приступает к экранизации своего романа “Калиффа” (букв. перевод - женщина-калиф, калифша). На главные роли он приглашает звездных актеров Роми Шнайдер и Уго Тоньяцци. Бевилаккуа предлагает им сыграть историю отношений под кодовым названием “от ненависти до любви”. Это могла быть обычная мелодрама, если бы не фон, на котором развиваются отношения главных героев. Отправной точкой становится убийство одного из рабочих завода, где проходит забастовка, - мужа “калиффы”, как называют Ирен Корсини.
Роман был опубликован в 1965 году, фильм по нему снимался в 1969-м. В это время Италия была охвачена стачками и демонстрациями, страна переживала пик сплоченности профсоюзного движения. Альберто Бевилаккуа в картине показывает массовые сцены с протестующими рабочими, их встречи с хозяином завода. В роли последнего выступает актер Уго Тоньяцци. Его персонаж по фамилии Довердо - главная фигура в фильме. У Довердо есть своя позиция, и разговаривать с забастовщиками он не боится. Даже предостережение коллеги: “Вы рискуете тем, что вас убьют. Или того хуже: унизят”, - его не останавливает. Запоминается сцена в начале фильма, когда Довердо приходит в цех и импульсивно обращается к рабочим. Режиссер показывает нам, что директор завода знает всех чуть ли не по именам и, главное, что он живой человек. “Я не бог и не Муссолини, имею право на ошибки”, - говорит Довердо молчаливо смотрящим на него рабочим.
Эту сцену мы видим на седьмой минуте фильма. И уже здесь начинаем ловить себя на странном ощущении. Казалось бы, сколько историй мы знаем, где главной причиной кровопролития становилось именно отсутствие диалога между владельцами предприятий и их недовольными подчиненными. В “Калиффе” вроде бы диалог и есть, но, как говорил Станиславский, “не верю”. Что-то есть неправдоподобное в поведении директора, который уверяет, что понимает эту “вашу забастовку”, ведь и “меня тоже в свое время хозяин наставлял”.
Картина Бевилаккуа необычна не только мыслью “директор тоже человек”, но и формой, где явь сочетается со сном, злободневная реальность с сюрреализмом, а абсурд и сарказм с настоящими чувствами. В этом фильме зрителю не дают расслабиться.
Тех, кто ждет от картины подробного описания забастовки и требований рабочих, предупреждаем, что этого в произведении итальянского писателя и режиссера меньше всего. Здесь чуть ли не половину фильма занимают поцелуи и постельные сцены (надо же было показать Роми Шнайдер во всей красе). Шнайдер, конечно, настоящее украшение этого фильма. И ей здесь есть что играть. Главное, что ей удается, это показать настоящую итальянку, полную противоречивых чувств. Вот она, опустошенная, на площади возле окровавленного тела своего мужа. Вот она плюет от ненависти в машину, в которой едет Довердо. А вот она уже в его объятьях.
В конце концов героиня Шнайдер увидит в хозяине завода не только мужчину, но и человека. В финале фильма она будет полностью на его стороне - глядя на игру Уго Тоньяцци, который делает из Довердо руководителя-харизматика, кажется, понимаешь, почему. Сам же Довердо оказывается к финалу чуть ли не трагическим персонажем. Другом для рабочих он так и не стал. Для своих же коллег по бизнесу он превратился во врага.
Можно по-разному относиться к желанию автора фильма встать на другую сторону конфликта. Но надо отдать должное Альберто Бевилаккуа: его картина интересна не только историей, но и изобразительным рядом. Крупные планы фильма завораживают, а некоторые сцены всплывают в голове еще время спустя. В довершение ко всему - музыка Эннио Морриконе, какая делает лучше любой фильм, в котором звучит.
Александр Шершуков:
Классовая борьба в оболочке спагетти-вестерна. Роми Шнайдер из “Калиффы” успешно конкурирует с Клаудиа Кардинале из “Однажды на Диком Западе”.
А вот что касается социальных дел, то история такая. Ищущий социального мира авторитетный (в хорошем смысле) промышленник не только овладевает сердцем прекрасной забастовщицы, но и сердцами забастовщиков иного пола за счет того, что идет поперек местного союза промышленников (чьим главой он избран) и вкладывает деньги в развитие заводика, делая работников своими компаньонами. Но “мир под оливками” не наступает. А харизматичный герой Уго Тоньяцци предвещает судьбу итальянского политика Альдо Моро, который всего через семь лет пострадает по причинам поиска политического мира в не расположенной к этому среде.
“Калиффа”
В небольшом итальянском городке регулярно происходят забастовки и протесты работников, что не редкость в 70-х годах прошлого века. Во время стачки убит рабочий - муж героини. Женщина становится на сторону бастующих и вступает в конфликт с хозяином завода, Довердо. Однако на смену противоречиям между ними постепенно приходят нежные чувства.
В ролях:
Роми Шнайдер - Ирен Корсини, “Калиффа”; Уго Тоньяцци - Анибал Довердо, владелец завода.
Награды:
1971 - номинация на гран-при Каннского кинофестиваля; 1971 - премия “Давид Донателло” Итальянской академии кинематографии за лучшего актера (Уго Тоньяцци); 1971 - премия “Золотой глобус” Голливудской ассоциации иностранной прессы за лучшего актера (Уго Тоньяцци)
Материал опубликован в "Солидарности" № 31, 2018
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно