Весь мир приходит в себя после пандемии коронавируса. Кто-то пострадал от нее больше, кто-то меньше, но всем, так или иначе, приходится заново налаживать свою жизнь. Во времена, когда многие остались без работы, как никогда актуально смотрится картина Джузеппе де Сантиса “Рим в 11 часов” - классика неореализма и пример того, как выживали люди в Италии в начале 1950-х годов.
Одной из серьезных проблем Италии в первые послевоенные годы была безработица. Ее масштабы прекрасно иллюстрирует фильм де Сантиса, в основе которого реальная история. Произошла она в 1951 году, когда в одной из газет было напечатано объявление с лаконичным содержанием: “Требуется машинистка. Оклад скромный. Приходить в 11 часов”. Точная зарплата указана не была, однако на объявление откликнулись больше 200 женщин. Однажды утром они выстроились в очередь у ворот дома, где их должен был принять давший объявление местный адвокат.
Хотя фильм рассказывает о событиях одного дня, перед нами, по сути, проходит вся жизнь его героинь. В одной очереди собираются женщины разных возрастов и даже разного социального положения: здесь и девушки из провинции, и дочь богатых родителей, и проститутка, мечтающая о другой участи. Всех не устраивает их жизнь, каждую по-своему. Режиссер Джузеппе де Сантис показывает, таким образом, и срез общества (почти за каждой женщиной мы видим ее семью и понимаем образ их жизни), и, главное, уровень отчаяния, в котором пребывают героини. Некоторые безуспешно ищут работу уже не первый месяц. В этой же очереди хорошо прослеживаются черты времени. Из разговоров мы узнаем, в числе прочего, о жестоких законах рынка - “если ты не очень хороша, можешь умирать с голоду”, “замужних не берут - сними кольцо”.
Оператором фильма выступил Отелло Мартелли, мастерство которого мы уже могли оценить в картине “Горький рис” того же де Сантиса. (Впереди у Мартелли работа с Федерико Феллини в фильмах “Дорога”, “Ночи Кабирии” и “Сладкая жизнь”). В “Риме в 11 часов” нет захватывающих дух панорам, как это было в “Горьком рисе”, но есть психологически точно снятые сцены и длинные кадры, которые позволили режиссеру избежать лишних склеек и усилить ощущение реальности происходящего на экране.
Кульминация фильма происходит уже в первые полчаса, когда лестница дома, в котором девушки ждут своей очереди на собеседование, обрушивается, не выдержав нагрузки. Крики, обломки конструкций, пыль в воздухе - отчаяние оборачивается настоящим горем. Работу в этот день никто не получит.
Следующим местом действия становится больница с одной большой общей палатой. Здесь суровую прозу жизни разбавляет дух романтизма. Корреспонденты столичной радиостанции ведут из госпиталя репортаж, и безработные девушки на мгновение становятся звездами. Кому-то даже удается исполнить мечту и спеть в эфире. Но почти всем вскоре придется вернуться в свои дома. На бесплатное лечение могут рассчитывать лишь те, у кого есть справка о бедности. Для некоторых своеобразной заменой справки выступает их место жительства - ближе к финалу мы видим римские трущобы, где живет одна из героинь.
Несмотря на драматический сюжет, в картине есть теплота, юмор и проявление человечности. За последнее в фильме отвечает, как ни странно, следователь. Он пытается выяснить, по чьей вине обрушилась лестница в злополучном доме. Опрашивает домовладельца, архитектора здания, непосредственно участниц события. Есть подозрение, что спровоцировать аварию могли действия одной из женщин, которая прорвалась на собеседование без очереди. Но следователь неожиданно закрывает дело - он не хочет обвинять никого из них.
Отказывается искать виновных, кстати, и режиссер. В фильме нет критики в адрес государства, бросившего людей на произвол судьбы, а есть лишь констатация печальных фактов. Интересно было бы узнать, чем на самом деле закончилось расследование того происшествия, но история об этом умалчивает.
Александр Шершуков:
Если вкратце, этот фильм в концентрированном виде отвечает на научный вопрос: что происходит с людьми, их зарплатами и поведением на рынке труда, когда растет безработица. Италия. На место машинистки претендуют 10 - 12 человек. Через год - уже 200 - 300. И все меняется. Добропорядочные девушки готовы рвать на куски конкуренток. Почти буквально - идти на все, чтобы получить малооплачиваемое место после нескольких лет безработицы. Но это еще не все. Драма включает и любимую нынче тему коммерциализации медицины, и адресный подход. Пострадавших везут в больницу, где они должны оплатить свое лечение. Или не оплатить. Но последнее - либо при наличии страховки от работы, либо при наличии справки о бедности. (Привет тебе, адресный подход к пособиям! А ты, оказывается, не молод.) Вот и переложите нынешние цифры роста безработицы в России на историю борьбы за рабочее место, описанную в итальянском фильме начала 50-х годов. Старый фильм, говорите? Ну-ну.
“Рим в 11 часов”
Итальянский фильм Джузеппе де Сантиса, 1952 год. В газете появляется объявление о том, что адвокату требуется опытная машинистка. Одна. Но безработица вынуждает откликнуться на вакансию несколько сотен женщин. Все это ведет к трагедии.
Действующие лица и исполнители:
Симона - Лючия Бозе; Лучана Рендзони - Карла дель Поджо; Корнелия Рива - Мария Грация Франча; Катерина - Леа Падовани; Анджелина - Делия Скала; Адриана - Элена Варци; Карло - Раф Валлоне.
Награды:
1952 - “Серебряная лента” Итальянской национальной ассоциации киножурналистов за лучшую оригинальную музыку (Марио Нашимбене).
Материал опубликован в "Солидарности" № 22, 2020
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно