В прошлом номере “Солидарности” заметка “…И люди потянутся” обосновывала надобность профсоюзному изданию говорить на вроде бы не вполне профсоюзные темы. И одновременно в обществе по инициативе депутата Дмитрия Вяткина возникла тема изъятия из школьной программы книги А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”.
На этом фоне появились разные мнения, включая мнение “не станет ли изъятый “Архипелаг…” тем запретным плодом для юношества, каким он был в советское время”. (Кстати, никто не предлагал сажать за чтение этой книги, как это было в советское время. Я понимаю, что услышу довод “пока не предлагал”, но - тем не менее. Откровенно сказать, лично для меня для вопросов нет. “Архипелаг “ГУЛАГ” - книга, построенная на передержках и сознательных фактических ошибках, неоднократно отредактированная автором, но - тем не менее - не лишившаяся своих изначальных пороков. Это создание талантливого человека, изначально делавшееся как инструмент идеологической борьбы. И давать его школьникам можно как экспонат этой борьбы, но уж никак не источник истины.)
Пример с “Архипелагом” для меня важен, чтобы вернуться к теме “непрофсоюзных”, “идеологических” текстов, которые технически не относятся к профсоюзной работе. Интересно, что в мире основные профсоюзные международные объединения разделялись в том числе и по идеологическим параметрам. Например, по религиозным принципам, степени “левизны” и т.д. То есть на профсоюзную базу “ложились” другие взгляды людей. Или все было наоборот: свои убеждения о справедливости, плохом/хорошем, правде и способах ее отстоять (идеологическую основу) человек реализовывал через профсоюз как инструмент? Есть о чем подумать, не так ли?
Наши поступки - это реализация установок, которые заложены в наших головах процессом воспитания, обучения - дома, на улице, в учебном заведении, на рабочем месте, во время общения с другими людьми или наблюдения за их поведением. И если во время профсоюзной деятельности членам профсоюзов, профактиву закладываются установки солидарности (я надеюсь), то остальной внешний мир не так и не всегда солидарен, мягко говоря. Однако он не менее активно, чем профсоюзные структуры, закладывает в головы наших людей зачастую противоположные нормы и принципы. И кто, какие именно установки в итоге победят в голове профсоюзного активиста?
Я это только к тому, что, казалось бы, совершенно далекая от профсоюзов тема - книжки из школьной программы - не так далека, как кажется на первый взгляд. И когда в середине XIX века профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал: “Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем”, дело было не только в победе в конкретном сражении или войне. Дело в том, чьи установки будут более эффективно внедрены в сознание людей. Кстати, то, что фразу профессора долгое время приписывали канцлеру Германии Отто Бисмарку, тоже интересный и, возможно, неслучайный факт. Может быть, педагоги, таким образом пожертвовав авторством, повышали свой статус в обществе? Шутка.
А если серьезно - нам нужно смотреть на свою тематику не только технически (закон, норма, суд, членство и т.д.), а через распространение профсоюзных ценностей солидарности на общество в целом. Используя совершенно разные инструменты. В конечном счете “Молодая гвардия” в школе для нас более ценна, чем “Архипелаг “ГУЛАГ”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно