Недавно подумал и решил, что из всех наук для профсоюзов важнейшей является история. И это не потому (не только потому), что лично мне она интересна. (Как говорил Костик из “Покровских ворот”, “я историк, но современность вызывает мой живой интерес”.) Сейчас объясню понятнее.
Во-первых, многие сюжеты в истории повторяются. И в профсоюзной истории тоже. Например, была практически неизвестная, в том числе современному профсоюзному активу, профсоюзная реформа 1935 - 1937 годов. Для более поздних поколений ее загородили массовые репрессии, которым, кстати, подверглись и профсоюзные руководители. Но! Если разобраться, непосредственно в профсоюзах были приняты такие решения, как, например, запрет кооптации в выборные органы (кооптация - это когда сам выборный орган, а не съезд или конференция, решает, кем дополнить свой состав). Это принятый тогда порядок выборов - только тайные и только конкурентные (и отмена тысяч выборов в профорганизациях, где они прошли не так). Это перемещение штаб-квартир профсоюзов в регионы, где был основной массив производств и, соответственно, членов профсоюзов (при тогдашней плохой коммуникации это было важно). (Это в момент, когда сотни тысяч людей были расстреляны.)
Казалось бы, дела минувших дней. Но в 1988 году пленум ВЦСПС принимает решения о выборах председателя профорганизации на конференции, а не профкомом, обсуждает ограничение сроков полномочий для выборных руководителей. И, кстати, именно тогда принимает решение “не менее 65% собранных взносов остается в первичке”. То есть в известной степени, с поправкой на ситуацию, профсоюзы возвращаются к теме демократизации внутренних процедур. И пусть не все тогдашние профсоюзные решения были приняты, не все (как мне кажется) были правильными, но если мы будем знать эти исторические сюжеты, отдаленные от нас почти на сто и на сорок лет, а главное - знать последствия принятых решений, мы будем ответственнее обсуждать и принимать любые решения сегодня.
Второе. Подтверждение актуальности истории для профсоюзов последние несколько лет поступают от внешнего источника - прокуратуры. Вы могли себе представить десять лет назад¸ что декреты Ленина будут, по сути, подвергаться правовой ревизии на предмет возникновения прав собственности у профсоюзов? Я такого не представлял. А оно - вона как. Более того. Может, кто-то чего-то не понимает, но последнее по времени “дело СПбГУП” ставит вопрос еще радикальнее: могут ли российские профсоюзы в принципе владеть чем-либо, что - как они наивно считали - осталось им в наследство от советских профсоюзов? Ибо, как постановил суд (слава богу, пока что не последней инстанции), сами по себе соглашения между профсоюзными структурами не создают прав собственности. Так что на выходе из всех этих судебно-юридических хитросплетений может внезапно выясниться, что, как говорилось в фильме “Берегись автомобиля”, “ты живешь по доверенности, у тебя ничего нет, ты голодранец”. Кроме членских взносов, конечно. А их еще собрать надо и не потерять по ходу пьесы!
Так что, дорогие товарищи, для вопросов внутрисоюзной жизни перечитывайте сюжеты уже принятых решений. И здраво оценивайте последствия этих решений. А для внешнего употребления, для общения с государственным оком (в виде контролирующего ока государева, выражаясь в старорежимных фразах) - читайте и анализируйте архивные документы хозяйственной тематики. И, главное, не теряйте их.
Со своей стороны, я в ближайшее время оформляюсь соискателем научной степени. Очень меня интересуют все эти истории. Такие близкие к нашему времени, как внезапно оказывается.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно