Довелось мне намедни пообщаться на радио с коллегой, ярой поклонницей повышения пенсионного возраста. Вот сколько ее знаю, столько она эту песню поет. И ведь не скажешь, что непрофессионал. Наоборот, хороший демограф, с формулами на “ты”, а вот никак не поймет, что простой арифметикой такой вопрос не решается.
Ну, как водится, ведущий затравку слушателям кинул: кто за, кто против. А дальше, как в спектакле, каждый свою роль исполнил. Но дуэта не получилось. Да он и не мог получиться - сплошной диссонанс.
Коллега, как теперь у сторонников повышения пенсионного возраста водится, начала со страшилок. Мол, федеральный бюджет с каждым годом все больше и больше денег на трансферт Пенсионному фонду тратит. И если так пойдет, то на медицину и образование с гулькин нос останется. И получается, что пенсионное страхование - почти угроза развитию страны.
Дальше - больше. Еще немного, еще чуть-чуть - и пенсии государство платить не сможет, а если и будет платить, то замещение утраченного заработка (соотношение средней зарплаты и назначенной пенсии) снизится, и пойдут пенсионеры с протянутой рукой по миру. Правда, где этот мир, коллега не указала, поскольку попала бы впросак. А как иначе? Государство у нас социальное? Социальное! И хоть мытьем, хоть катаньем, но помочь бедному населению обязано. И получается: если пенсии на жизнь хватать не будет, то социальные пособия и льготы в ход пустить придется, а для бюджета это все едино. Строчки разные, а денежки одни - из налогов, собираемых с граждан и компаний.
Роль предлагателя увеличить пенсионный возраст сложная. Играешь ее - будь готов получить восторг публики из зала в виде помидора или яйца, сообразно времени года и материальным возможностям ценителей такого рода искусства. А кто из актеров помидором хочет? Явно никто.
Вот взять меня. Вроде сторонник демократии, консенсуса, переговорного процесса, но и то стакан с кофе подальше от собеседника-оппонента и от себя отодвинул. Вдруг конвульсия случится? Или, что хуже, в состояние аффекта войду? Потом успокаивай насчет мокрой одежды (кофе, слава богу, уже ко времени начала передачи остыл).
Ну, сидим, значит, слушаем, как пенсионерам хорошо будет после повышения пенсионного возраста. И женщин в 50 - 55 старыми называть не будут, и на пенсию провожать тоже не станут - оценят, одним словом, подвиг трудовой. До кучи коллега добавила, что повышенный пенсионный возраст к обелению занятости приведет. Когда это случится, не знает, но случится обязательно.
А пенсии - тоже обязательно - снижаться не будут. Лепота! Одни плюсы без минусов. У меня рука левая даже вверх подниматься начала, проголосовать “за” хотела. Но правая с ней не согласилась и в сторону стакана с недопитым кофе потянулась. В итоге получилась разминка типа производственной гимнастики.
Мне, конечно, этот когнитивный диссонанс двух рук не понравился. Особенно порывы левой. Правую руку я понять могу: она только вчера последние строки большого доклада по исследованию состояния рынка труда для лиц старших возрастов заканчивать помогала и помнит еще что-то про рынок труда.
Закончила коллега свою партию о всеобщем счастье, моя очередь настала.
Сообразно пьесе спрашиваю: а есть ли здоровье у граждан, чтоб они еще несколько лет кряду потрудиться могли? Партнер по эфиру, не моргнув глазом, говорит: “Есть”. И в пример приводит историю консьержки из своего подъезда: женщина крепкая, работящая, мимо нее и мышь не проскочит.
А более убедительные аргументы есть, спрашиваю. Есть, отвечает. Средняя продолжительность жизни растет. Да, говорю, растет, только за счет кого - здоровых или больных? Тут заминка вышла. Демографы подсчитали и прослезились: в нашей любимой отчизне средний период здоровой жизни пока всего-навсего 61 год и несколько месяцев. А еще подсчитали, что в 50 субъектах РФ средний период здоровой жизни ниже 60 лет.
Тут припомнились и расчеты НИИ медицины труда: к 56 годам больше 50% работников получают как минимум одну из шести нозологий, по которым можно пенсию по инвалидности оформлять. А к 60 годам - почти весь набор по всем нозологиям.
Как же так, спрашиваю, предлагаете дольше работать, а со здоровьем не разобрались? Может, вы новое лекарство изобрели - трудотерпин, например? В ответ от оппонента звучит: а что, значит, не надо ничего делать?
Делать надо, конечно, но по уму. Вот, например, аглицкие ученые считают, что в вопросе пенсионного возраста в первую голову заниматься надо не повышением возраста, а здоровьем трудоспособных молодых и средних поколений. Будут они меньше умирать - будет лучше соотношение между численностью трудоспособных и нетрудоспособных. А у нас пока количество умирающих в ранних возрастах (25 - 45) в 5,5 раза выше, чем в развитых европейских странах…
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно