Top.Mail.Ru
Игорь Караулов

Мы должны отобрать свободу у Америки

Игорь Караулов
поэт, публицист

Американский президент Джо Байден в своей варшавской речи неоднократно произносил слова “свобода” и “свободный”. Ничего удивительного в этом нет, ведь свобода, наряду с демократией, - главное ключевое слово американского политического языка. Правда, такие идеологические слова-маркеры так и норовят оторваться от контекста, в котором они были актуальны, и превратиться в ничего не значащие пустышки или даже в свою противоположность, поэтому всегда бывает полезно выяснить, что же надо понимать под свободой в конкретное время и в конкретном месте.

Вот что, например, отстаивает - при помощи Запада - Украина в качестве своей свободы? Свободу безнаказанно жечь заживо своих граждан, как это было в Одессе в 2014 году? Свободу приматывать людей скотчем к столбам и деревьям? По крайней мере, в объем украинских свобод точно не входит свобода пользоваться своим родным языком, если этот язык - русский.

А та свобода, которую США пытаются даровать народам всего мира, - в чем ее сегодняшнее содержание? Скажем, страны ЕС вроде бы считаются союзниками США. Но разве США оставили им выбор, каким газом пользоваться - российским, норвежским или американским? Нет, они просто взорвали “Северные потоки” и решили вопрос в свою пользу. А мы-то столько лет молились на идеологему “свободного рынка”, старались чего-то добиться в “свободной конкуренции”. Оказалось, все это просто пустые лозунги, которые мгновенно отбрасываются, когда речь идет о серьезных вещах.

И то же касается “свободы слова”. Журналисты могут врать что угодно, пока это в интересах США, но любой пророссийский блогер тут же обвиняется во вмешательстве в “свободные” выборы, а любое пророссийское СМИ, такое как RT, запрещается как “пропаганда”.

Сегодня в США ты можешь свободно сменить пол, но не можешь назвать семью союзом мужчины и женщины - за это тебя могут лишить возможности спокойно жить и заниматься своим делом. Да и вообще, слова нельзя сказать, чтобы не пересечь какие-нибудь “красные линии” и не привлечь внимание бдительных кляузников.

Нет, это не та свобода, о которой грезили советские стиляги, битломаны и прогрессивные интеллигенты; Америка представлялась им обществом, в котором нет комсомольских собраний, все пьют виски с содовой и слушают джаз и рок вместо хора Пятницкого.

Но в самом ли деле свобода в США испортилась лишь в последнее время, а когда-то цвела и пахла? Этого тоже нельзя сказать, ведь идеалы свободы были провозглашены в этой стране, когда она была рабовладельческой. Впрочем, она оставалась таковой еще около столетия, но и потом еще долго избавлялась от таких родимых пятен, как места в общественном транспорте “только для белых”. И в те годы, когда женщины не имели избирательных прав, и в те годы, когда геи, ныне ставшие привилегированной кастой, насильно подвергались лоботомии, американские политики раз за разом прославляли торжество свободы в своей стране.

А может быть, свобода - это миф, не имевший в прошлом и не имеющий в настоящем никакого реального наполнения? Не хотелось бы так думать, ведь за свободу люди во все времена проливали кровь.

Например, народы Вьетнама, Афганистана и ряда других стран годами сражались за свободу от США - есть и такой род свободы. Куба получила титул “Острова свободы”, когда восстала против американского диктата. И сегодня мы в России тоже занимаемся трудным делом освобождения, сбрасывая оковы предыдущей эпохи, которые, впрочем, некогда надели на себя добровольно. Пытаемся освободиться от индивидуализма и эгоизма, от неуважения к человеческому труду и таланту.

С той стороны - диктат под лозунгом свободы, а с нашей стороны - реальная борьба за свободу. Но мы, как мне кажется, немного стесняемся слова “свобода” - возможно, именно потому, что оно приватизировано нашим неприятелем. Мы предпочитаем говорить о духовности, о традиционных ценностях, о справедливости, о благополучии. Все это важно, но этого недостаточно. В свое время Дмитрий Медведев, когда занимал пост президента России, пытался развивать идеологию свободы. Он сказал: “Свобода лучше, чем несвобода”, и люди усмехнулись, пожав плечами. Но ведь направление мысли было верным!

Нам нужно отобрать у Америки идею свободы, сделать так, чтобы с этой идеей в мире ассоциировалась прежде всего наша страна. Но, конечно, не ради того, чтобы врать о свободе красочнее, чем это делает Америка. Свобода нужна нам в сущностном, а не в пропагандистском плане, поскольку Россия имеет будущее только как свободная земля свободных людей.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика