Воронежский культурный фестиваль “Русское лето”, прошедший в этом году 18 - 19 мая, успел стать традиционным для этого города. Правда, специальная военная операция придала ему новый облик, причем в буквальном смысле. Помимо литераторов, музыкантов, философов, в нем стали участвовать волонтеры, добровольные помощники фронта. Глядя на людей в камуфляже и в рядах выступающих, и среди зрителей, понимаешь, что в наши дни воронежская прописка этого фестиваля стала особенно уместной и значимой.
Воронеж - город с могучими военными традициями. Здесь родился русский военный флот, о чем свидетельствует стоящий у пристани корабль Петра Великого “Гото Предестинация”. Здесь родились воздушно-десантные войска. Здесь во время Великой Отечественной шли жестокие городские бои, разрушившие город на девять десятых.
И вместе с тем современный Воронеж выглядит как витрина благополучия мирной жизни. Столица плодородного Черноземья - это ухоженный город с просторными улицами и площадями. Это множество кафе, ресторанов, баров, где и в будние дни трудно найти свободный столик. Это крепкие и жизнерадостные люди на улицах города, который никогда не спит.
В отличие от Белгорода, страдающего от ежедневных обстрелов, Воронеж относительно далек от линии фронта. Но знаки беды заметны и здесь. В Воронеже хронически отключена геолокация, что, учитывая величину этого миллионного города, должно бесить местных таксистов. Каждую ночь воронежцы получают СМС-сообщения, предупреждающие их об опасности атаки беспилотников, а потом об отбое воздушной тревоги.
Словом, Воронеж относится к пограничной полосе между войной и миром, и в связи с этим “Русское лето” стало площадкой для диалога между войной и культурой. Волонтеры и молодые ветераны приносят с собой дух фронтового братства, спокойной мужской уверенности и женской самоотверженности. За время СВО такие волонтеры, как Юрий Мезинов и Ульяна Стриж, стали настоящими звездами общероссийского масштаба, ничуть не менее яркими, чем посетившие фестиваль группы “Зверобой” и “25/17”. Люди в камуфляже - благодарные слушатели стихов и песен, звучавших со сцены, но им и самим есть что показать. И это не только трофеи из зоны боевых действий, от натовского ПТУР с надписью на шведском языке до обоев из располаги ВСУ, украшенных нацистскими рисунками. На глазах у посетителей буднично трудились 3D-принтеры, которые печатали из пластмассы нужные приспособления для фронта.
Этот наглядный военно-культурный симбиоз, на мой взгляд, служит намеком на то, как должна развиваться новая российская культура. Сегодня, например, предложение передать литературу в ведение Министерства обороны уже не выглядит чересчур экзотической идеей. Сближение армии и культуры означает не “фельдфебеля в Вольтеры дать”, а “к штыку приравнять перо”. “Штык” сегодня стране нужнее всего, на него в первоочередном порядке выделяются деньги и ресурсы. Но культура тоже хочет быть нужной. Возможно, противоядием от тыловой расслабленности культуры, равнодушия творческих людей к жизни страны было бы ее развитие в союзе с военно-инновационными центрами, наподобие центра беспилотной авиации, который организовал в Великом Новгороде политолог Алексей Чадаев, также приехавший на фестиваль.
Не существует готового ответа на вопрос: “За что воюем?” Каждый отвечает на него по-своему. Побывавшие на фронте писатели (Григорий Кубатьян, Дмитрий Артис) и философы (Андрей Коробов-Латынцев, Глеб Эрвье, Андрей Беднарский) пытаются найти смысл в этой войне. По сути это означает: отыскать человечное в бесчеловечном. Кто-то находит этот смысл для себя лично, возвращаясь с фронта другими людьми. Кого-то война побуждает искать новые смыслы для всего человечества, намечать проект “открытого русского космоса”, противостоящий дегуманизирующим тенденциям Запада.
“Русское лето” показывает, что фестиваль культуры способен не только развлекать публику, но и пробуждать мысль. В самом деле, пора подумать, какие уроки может извлечь Россия из той ситуации, в которой она оказалась. Парадокс этой ситуации в том, что война открыла нам глаза на серьезные проблемы, которых мы прежде старались не замечать. Но, едва взявшись их решать, мы поняли, что для этого нам позарез нужен мир. А достойного мира мы сможем добиться лишь тогда, когда будем едиными и сплоченными.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно