Летом публиковал в “Солидарности” в порядке ненаучной фантастики: как могло бы выглядеть восстановление отрасли. “Например, так. Путин отвлекся от внешней политики, назначил Шойгу чрезвычайным министром на место Ливанова…”
Сам не верил, что Путин решится на подобное, ведь Минобрнауки - министерство будущего, и пока будущее России определяется через “Болонский протокол”, весь ее суверенитет иллюзорный и эфемерный. Восстановить нормальное образование - все равно что в экономике запретить ростовщичество. Прямая конфронтация не персонально с Меркель или Обамой, а со всем новейшим мировым порядком, для которого игра на понижение интеллектуального и нравственного уровня податного “быдла” - не прихоть, а вопрос о власти.
Тем не менее историческое решение принято, а жизнь, как водится, внесла коррективы: контрнаступление на критически важном участке возглавляет не человек в погонах, а сотрудница Президентской администрации О.Ю. Васильева, у которой в послужном списке две диссертации по истории РПЦ. Естественно, возникли опасения: главным предметом станет Закон Божий. А что получилось?
Освобождение учителей от “бюрократической нагрузки”;
Возвращение в школьную программу астрономии;
Обязательный экзамен по географии;
Курс на распределение молодых специалистов “в виде трехстороннего контракта между выпускником, вузом и работодателем”;
Демонстративные увольнения чиновников, которые навязывали стране химеру “общего высшего образования без получения профессии” и “универсального (широкого) бакалавриата, который в мире называется “бакалавриатом свободных искусств”;
Возвращение к нормальному пятилетнему обучению в вузе - вместо “болонских” 4-летних огрызков;
Прекращение безумных сливаний учебных заведений разного профиля;
Отказ от закрытия коррекционных школ (т.е. от готовившегося погрома коррекционного образования с принудительным пересаживанием в обычные классы детей, заведомо неспособных там учиться).
За один только запрет на произнесение бредового словосочетания “образовательные услуги” Ольге Юрьевне можно поставить если не памятник, то хотя бы бюст в министерском коридоре.
Парадокс: предшественники Васильевой, имея ученые степени в области точных наук, старательно “освобождали” учащихся от реальных знаний, историк церкви возвращает им астрономию и географию.
Но битва за будущее, даже при наличии политической воли, не обещает легких побед. Самая опасная иллюзия - считать, что образование четверть века громили по недосмотру и неразумию.
Один из последних ливановских подарков учителям: в начале года им предложили за ту же скромную зарплату подработать еще и суицидологами, мобилизовав в помощь “волонтеров” из “подростков-инструкторов”. Неужели кто-то всерьез рассчитывал таким образом решить проблему, с которой плохо справляются дипломированные психиатры?
А когда прикрывали финансирование коррекционным школам - искренне верили, что дети с глубокой умственной отсталостью смогут учиться в обычной? И “высшее образование” без конкретной профессии, но с дипломом за счет бюджета - тоже пропихивают в режиме добросовестного заблуждения?
Нет, конечно. “Реформаторы” не идиоты, в своем кармане пятитысячную купюру с фантиком от жвачки не путают. Расчет их рациональный, холодный, циничный, тщательно проработанный теоретически и опробованный на многих странах (мы не первые). За ним стоят не отдельные агенты иностранного влияния. С 1991 г. сформировалась мощная социальная база. Эксперты по вариативной креативности, не умеющие и не желающие делать ничего другого. Значительная (боюсь, преобладающая) часть вузовских преподавателей. А главное - толпы молодых людей (и их родителей), ориентированные на филькины дипломы “свободных искусств”. Предложение поучиться чему-то реальному, тем более - поработать, вызовет массовое возмущение. Не обязательно под либеральными лозунгами. Сойдут и патриотические (чтобы кафедра словоблудия не закрывалась, а просто переформатировалась с инородного Жиля Делёза на исконного Василия Розанова). И левенькие, и даже профсоюзные. Например, так: руки прочь от трудового коллектива, который, весь в поту, учит молодежь околачивать деривативы на фьючерсы.
Уже сейчас говорят: зачем мне профессия, если экономика так устроена, что с нормальным дипломом инженера или врача трудно найти приличную работу, а “стратегическому менеджеру” или “ландшафтному урбанисту” - вроде как легче пристроиться к какой-нибудь афере. На самом деле сейчас квалифицированный рабочий может заработать намного больше, чем гуманитарий нового образца, не умеющий связать двух слов на родном языке. Но предположим, жалоба на невидимую руку рынка обоснована. Что делать-то? Усугублять патологию, изымая из экономики деньги через ФНС и вкладывая их в разведение “креативного класса”? Чтобы работать становилось все менее и менее выгодно?
Если появился шанс разорвать эту “постиндустриальную” удавку, грех им не воспользоваться. Политика нового министра образования, поскольку она направлена на восстановление отрасли и продиктована долгожданным здравым смыслом, заслуживает всяческой поддержки.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно