Как говорилось в прошлой публикации, самый успешный пример консолидации обкомом хиреющей первички приходится на третий случай, о котором рассказано ниже. Дело было в первичке ЛДК - лесопильно-деревообрабатывающего комбината. ЛДК расположен в областном центре, в получасе езды от здания облсовпрофа, что сильно облегчало работу сотрудникам обкома.
Продолжение. Начало в № 38, 2019
Словами “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему” начинает “Анну Каренину” Лев Толстой. Так и здесь - история падения первички была своя.
Долго работавшие в одном кабинете на штатной основе председатель профкома и бухгалтер решили уйти на пенсию. Одновременно. Причины ухода были прозаические: масштабная модернизация предприятия с сокращением персонала. Первичка не только уменьшилась из-за увольнений, но и стала таять из-за массового выхода из нее работников. Им не понравилось, что профсоюз не смог защитить от увольнений, а на новые, высокооплачиваемые места взяли далеко не всех. Кто тут прав, кто виноват - вопрос философский. Но дело не в этом: еще пару лет назад из 1300 работников предприятия в профсоюзе состояли 1100, а сейчас из 800 человек - всего 250. Вот и причины ухода обоих профлидеров, верой и правдой служивших профдвижению почти 25 лет. А замены себе никто из них подыскать и не подумал.
Оставшиеся члены профкома формально избрали председателем одного из работников, а тот общественной нагрузкой тяготился. Вскоре стало ясно, что он “не вывозит”, да и не стремится. И не упрекнешь: не у всех есть лидерские качества, а многим это лидерство даром не нужно.
Помню, как на заре 2000-х годов, в первые дни моей работы в орготделе обкома профсоюза, тогдашний председатель наставлял меня, что лидера первички надо искать всегда внутри коллектива: лидер там есть, только присмотрись. Возможно, председатель был в чем-то прав, да и редкие трудовые коллективы тогда были меньше тысячи человек. Но что делать с организацией, когда туда выезжаешь несколько раз, тратишь на поездки средства профбюджета, которых априори немного, но лидера не находишь? Желающие состоять в профсоюзе еще находятся, но возглавлять это дело, да еще и на общественных началах, - ни-ни! На крупных предприятиях дела еще не так плохи, но на небольших…
Решение нашлось то же самое, что и в первых двух случаях. Профорганизацию возглавил сотрудник орготдела обкома.
Я не сомневаюсь в том, что дело орговика - не собирать отчеты с первичек и не писать положения о смотрах-конкурсах (хотя и этому надо уделять внимание). Его роль - сорганизовать пролетариат, “гегемона революции”, а не бумажки сочинять. Да и вообще, на мой взгляд, дать человеку зону ответственности (всю, а не часть!) и наблюдать, как он с ней справится, - правильное решение. Ты - профсоюзник. Вот тебе рядом лесозавод с почти умершей первичкой. Вот до поры лояльный работодатель, работе не препятствующий. Вот задача - заключение коллективного договора. Все остальное - твое творчество. И объяснимо, что, став еще одной экспериментальной площадкой, этот ЛДК родил технологию “жесткого тыка”.
Новый председатель профкома понимал, что для заключения колдоговора 250 членов профсоюза маловато, и решил, что колдоговор - неплохой повод поставить пролетариат перед выбором: с нами ты или против нас. Метод “жесткого тыка”. В адрес каждого работника было составлено письмо следующего содержания:
“Уважаемый работник! На сегодня истек срок действия колдоговора. В нем устанавливаются формы, системы и размеры оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, порядок предоставления отпусков, улучшение условий и охраны труда, гарантии и льготы работникам, порядок проезда к месту отдыха и обратно. По Трудовому кодексу РФ профсоюз может заключать колдоговор, только если представляет больше половины трудового коллектива. Сегодня в профсоюзе - 250 человек. Из-за малой численности мы не можем заключить колдоговор. Кроме того, по новому Уставу, профсоюз может представлять интересы и защищать права только членов профсоюза. В связи с необходимостью начать коллективные переговоры и в соответствии с законодательством РФ и Уставом профсоюза каждому работнику необходимо написать заявление о вступлении в профсоюз или об отказе и передать председателю профкома. Заявления прилагаются. Профком”.
Внимательно прочитав письмо, работник начинал соображать, что должен ответить на самый важный вопрос в своей жизни: быть или не быть. И ему предлагались два варианта ответа, составленных новым председателем профкома. Первый, утвердительный, был следующего содержания:
“Прошу принять меня в члены профсоюза работников лесных отраслей и представлять мои интересы в коллективных переговорах. Обязуюсь выполнять Устав профсоюза и принимать участие в деятельности организации. Я сознаю, что, вступая в профсоюз, получаю право: на все социально-экономические нормы и льготы, предусмотренные ТК РФ, федеральным законодательством, отраслевым соглашением, Уставом профсоюза, колдоговором; на бесплатную юридическую помощь по социально-трудовым вопросам, в том числе при приеме на работу, переводе по работе, учете рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций; на помощь при рассмотрении индивидуального трудового спора; на содействие в повышении моей квалификации; на профсоюзный контроль за соблюдением моих прав, в том числе по колдоговору; на защиту профсоюзом в случае необоснованных предложений об увольнении с работы, других несправедливых действий; на содействие в досрочном льготном выходе на пенсию, в своевременном назначении и выплате пенсии, на подготовку заявлений, жалоб и других судебных документов, необходимых для восстановления нарушенных прав; на бесплатную правовую помощь профсоюза в рассмотрении вопросов в суде; на материальную помощь в тяжелой жизненной ситуации; на обращение в профком, к его лидеру, в любой вышестоящий профорган по любым вопросам, возможность свободно высказывать и отстаивать на профсоюзном собрании, конференции свое мнение по вопросам трудовых, социальных и связанных с ними отношений, а также по иным вопросам”.
Второй ответ, отрицательный был таким:
“Я осведомлен о необходимости начала переговоров по заключению колдоговора и отказываюсь от вступления в общероссийский профсоюз работников лесных отраслей и от права на все дополнительные льготы и гарантии по колдоговору, а также на представление моих прав в коллективных переговорах, в сфере выплаты зарплаты, охраны труда, потому что … (указать причины). В связи с этим я осознаю, что профсоюзная организация не несет обязательства по защите моих прав на достойные условия труда и гарантии по колдоговору. Свои интересы и права обязуюсь отстаивать самостоятельно перед работодателем и в органах власти. Я отказываюсь от прав на…” (Дальше следовало перечисление всего, что было в утвердительном ответе в профком.)
И пусть в этих, с позволения сказать, документах сгущены краски и нагнеталось немало страху. Иной раз можно не церемониться и даже несколько схитрить. Особенность этого метода в том, что с каждым членом трудового коллектива нужно поговорить лично. В идеале - небольшими группами, по 3 - 4 человека, иногда по 7 - 8. И чтобы без ограничения во времени. Главное - не давать много времени на размышления. Не позволять забрать бумаги домой, чтобы подумать, с кем-то посоветоваться и т.д.
И результат появился. Через три недели в наших рядах было не 250, а 480 человек. И это позволяет считать метод “жесткого тыка” одной из самых эффективных технологий, изобретенных за время моей работы в профсоюзах. Разумеется, новый профлидер использовал богатый опыт всего профдвижения, а не придумал эти письма самостоятельно. Но и большая доля его творчества здесь была. А главное, был правильно выбран момент.
Одновременно была начата ликвидации юрлица первички с постановкой на кассовое обслуживание в обкоме. В итоге организация не только выросла количественно, но и была реанимирована качественно: профсоюз на завод вернулся.
Спустя некоторое время, благодаря активной кампании по заключению коллективного договора и массе собраний в цехах, появился и лидер внутри коллектива. Когда профсоюзная жизнь бурлит, лидеры всплывают сами. Что происходило неоднократно, во всех приведенных примерах. Причем этот лидер до того даже не был в рядах профсоюза и, кажется, не знал о его существовании. Вскоре на отчетно-выборной конференции он и был избран, чтобы возглавить первичку.
Важный нюанс, следующий из всех трех примеров “прямого обкомовского правления”: эксперимент не должен затягиваться. Лучшее всего, если аппаратчик возглавляет первичку не дольше полугода, иначе возможен обратный эффект. Специалист обкома выступает в данном случае в роли антикризисного управляющего. И, сделав дело, должен передать его “местным жителям”.
Наша молодежь в обкомах и облсовпрофах посещает множество семинаров и совещаний в разных концах страны. Среди молодых встречается немало талантливых людей, но эти таланты не проходят “проверку боем”, проверку реальной профсоюзной работой. Аппаратчиков просто необходимо отправлять на передовую. Это даст два результата: в первичке оживится и наладится работа, а молодой человек получит массу необходимых навыков и станет куда более зрелым лидером.
Окончание следует
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно